Подробнее
Юрист с десятилетним стажем работы. Занимаюсь составлением договоров, написанием претензий и исков, сопровождаю исполнительные производства, составляю учредительные документы для юридических лиц, занимаюсь регистрацией юридических лиц и физических лиц-предпринимателей. Также предоставляю услуги адвоката в сферах гражданского и хозяйственного права.
Предисловие
В 2022 году, после начала войны, над Украиной перестали летать самолеты. Авиарейсы из украинских аэропортов в другие страны отменили из-за военных действия и опасности воздушных атак. Люди, купившие авиабилеты, никуда не улетели, но деньги были заплачены. В подобной ситуации возникает вопрос о возврате оплаты.
Реалии споров людей и авиакомпаний свидетельствуют о том, что последние не спешат возвращать стоимость билетов на рейсы, которые так и не состоялись. Такая практика нарушает закон и права пассажиров.
Эта статья поможет вам узнать, как правильно действовать в ситуации, когда перевозчик должен выплатить стоимость купленных билетов, однако не желает этого делать.
Раздел 1. Чем предусмотрен возврат оплаты за билеты
Организация и совершение полетов гражданской авиацией урегулированы Воздушным кодексом и Авиационными правилами Украины. Эти документы предусматривают: авиакомпания оказывает пассажиру услугу по перевозке на основе договора. Моментом его заключения является приобретение билета на самолет – как в бумажном, так и в электронном виде.
Подтверждать существование договора также могут багажная и транспортная квитанция.
В общем понимании договор является соглашением между двумя участниками: пассажиром и перевозчиком. С момента его заключения между ними возникают взаимные обязанности: авиакомпания должна доставить пассажира в пункт назначения вместе с принадлежащим ему багажом, а последний – рассчитаться за предоставленную услугу.
Договор перевозки предусматривает ответственность за его невыполнение, ненадлежащее исполнение. При нарушении договора виновная сторона должна:
1) выплатить компенсацию пострадавшей стороне.
2) возвратить полную стоимость билета и оплату за предоставление сопутствующих услуг (страхование, питание, трансфер, прочее);
3) возместить моральный вред.
Когда вылет по определенным причинам не происходит (задерживается) — это нарушение условий договора со стороны компании. В таком случае, согласно условиям соглашения с пассажиром, он получает право на возврат денег, уплаченных за покупку билета, и на дополнительные выплаты.
Раздел 2. Особенности получения компенсации
Стоимость билета возвращается пассажиру при одновременном существовании четырех условий:
1) отказа в перевозке не по его воле;
2) предварительного бронирования им места на борту самолета;
3) отмена рейса, которым он должен был вылететь, компанией-перевозчиком;
4) его присутствия в день планируемого вылета для прохождения регистрации на посадку.
Компенсация не ограничивается одним возвратом стоимости билетов. В случае, когда авиакомпания имеет причины и основания ожидать, что рейс не состоится и пассажирам откажут в посадке на самолет, она обязана предложить им денежную выплату за причиненные неудобства.
Оплата за билет выплачивается в течение семи календарных дней (когда начинает отсчет этот срок – будет написано далее). Деньги возвращаются исключительно в гривне:
1) наличными;
2) электронным переводом, проведенным через банк (безналичный расчет);
3) банковским поручением/чеком.
При наличии отдельного письменного согласия пассажира, стоимость билета выплачивается ему в виде дорожных чеков (это наиболее часто используемый платежный документ при расчетах при путешествиях, преимущественно международных).
Когда компания отказала пассажиру в перевозке против его воли, на нее возлагается обязанность выплатить ему компенсацию. Ее размер исчисляется в евро и зависит от расстояния несостоявшегося полета. За рейсы, дальностью не больше 1500 км, сумма выплаты составляет 250 евро; от 1500 до 3500 км — 400; от 3500 км и более — 600.
Такая выплата не предоставляется при условии, что отмену рейса вызвали непредвиденные обстоятельства, которые нельзя было предотвратить, и авиакомпания сможет доказать наступление этого факта. Война отнесена к форс-мажору, и именно ее последствия привели к закрытию всех аэропортов и отмене полетов гражданской авиации.
Перевозчики никак не могли помешать возникновению такой ситуации. Поэтому в этом случае они имеют основания не предоставлять компенсацию, ведь не виновны в невыполнении обязательств перед пассажирами.
Раздел 3. Предпосылки получения компенсации
Право на получение денежной выплаты не возникает у пассажира только по одному факту отказа в перевозке. Законом и правилами установлены требования, при соблюдении которых перевозчик становится обязанным предоставить возмещение. Состоят они в следующем:
1) пассажира не предупредили об отмене рейса:
— за две недели до ожидаемого вылета;
— в период между 7 и 14 днями, предшествующими запланированному времени отправления.
2) авиакомпания не предложила изменить маршрут таким образом, чтобы обеспечить отклонение на один час (с момента отправления из пункта отправления) и на четыре часа (с момента прибытия к месту назначения);
3) наличие у пассажира подтвержденного бронирования на конкретный рейс и его присутствие для прохождения регистрации в день и время, установленное правилами авиаперевозчика, или не менее 45 минут до вылета самолета из аэропорта;
5) задержка/перенос забронированного рейса на другую дату, независимо от причины этого.
Раздел 4. Сдай билет – получи деньги
По правилу, оплата возвращается не раньше, чем произойдет расторжение договора, заключенного перевозчиком с пассажиром. И вот здесь скрыто важное условие: человек, желающий вернуть средства, должен сначала выявить намерение о прекращении действия соглашения о перевозке самолетом. Сделать это можно двумя путями:
1. сдать неиспользованный бумажный билет в ту самую кассу компании, где он был куплен;
2. сообщить авиаперевозчику о желании возврата суммы, уплаченной при покупке электронного билета.
В случае невозможности решения этого вопроса в кассе, подразделении авиакомпании, за пассажиром остается право обращения с этой же целью в ее головной офис.
Только после совершения описанных действий начинается отсчет 7-дневного срока, предоставленного для выплаты денег. Это максимальный срок, соблюдать его полностью не обязательно, потому перевозчик имеет возможность возвратить деньги и раньше.
При отсутствии финансовых препятствий, компания может выдать полную сумму оплаты в момент сдачи билета в кассу. Семидневный срок соблюдается исключительно в случае наступление каких-то непредсказуемых проблем, связанных с наличием свободных средств.
Возврат денег может потребовать предоставления дополнительных документов. В таком случае начало указанного срока начинается со дня представления авиакомпании всей необходимой информации.
Стоимость билета возвращается тому, кто за него заплатил. Если это человек — деньги поступят на его банковскую карту или же будут выплачены «на руки», наличными. Когда покупатель юридическое лицо, платеж поступит на счет в банке, открытый им.
Раздел 5. Письменное обращение о возврате средств: нужно или нет?
Компенсация стоимости неиспользованного билета по законодательству не требует непременного представления пассажиром заявления о выплате. Однако существует оговорка: авиакомпания имеет право разработать собственные правила перевозок воздушным транспортом, в которых предусмотреть — деньги за билет возмещаются только в случае направления клиентом требования об этом.
Необходимо учитывать указанную особенность и в каждом случае выяснять, введен ли в конкретной компании отдельный порядок оформление возврата оплаты.
Если такой порядок будет, необходимо действовать, соблюдая его. Не стоит ожидать, что авиакомпания добровольно выполнит предписания закона и отдаст деньги.
Следовательно, нужно составить требование. Этот документ должен соответствовать содержанию и форме, установленным для обращений граждан. Его универсальный образец состоит из:
1) описания обстоятельств и фактов, положенных в его основу;
2) указание сведений об отправителе (фамилия, имя, отчество, адрес проживание, номер телефона, адрес электронной почты и получателя (наименование, адрес регистрации, контактная информация, идентификационный код в государственном реестре юридических лиц);
3) ссылки на нормы закона, обосновывающие позицию заявителя;
4) наличия подписи автора документа и даты предоставления.
Требование может быть устное или письменное. Лучше подавать его в письменном виде, рекомендованным письмом с описью вложения, и отправлять получателю по почте. Устные обращения, направленные с использованием так называемой «горячей линии», авиакомпании обычно оставляют без ответа и реакции, поэтому этот способ не эффективен.
Срок рассмотрения требования составляет 30 календарных дней. Если этот срок истек, а авиакомпания не ответила и не вернула деньги, нужно переходить к следующему этапу решения ситуации — обращаться в суд с иском о принудительном взыскании стоимости приобретенных, но не использованных билетов.
В то же время предусмотрены другие меры воздействия на недобросовестного авиаперевозчика, которыми уместно воспользоваться.
Раздел 6. Обжалуем бездействие перевозчика
Контроль соблюдения правил перевозок воздушным транспортом осуществляет Государственная авиационная служба Украины. Невозврат денег за билет является их нарушением.
Это дает возможность подать жалобу на авиакомпанию, при условии, что предварительно к ней было предъявлено требование или претензия по поводу возврата оплаты.
Жалоба является формой обращения гражданина, поэтому должна отвечать требованиям к его оформлению. К ней прилагаются доказательства предварительного направления требования компании-перевозчику.
Отправляется жалоба по почте, на зарегистрированный адрес авиакомпании. Кратчайший срок ее рассмотрения равняется 30 дням, продолжительный — 45.
Раздел 7. Ответственность за нарушение авиационных правил
Отсутствие возврата средств, потраченных на покупку билета, карается штрафом, который налагает Госавиаслужба. Его сумма колеблется в размере от 671 000 до 1 342 000 гривен.
Заключение
Разрешить спор с авиакомпанией поможет своевременное обращение к адвокату. Современный юридический маркетплейс «Консультант» предлагает вам получить помощь адвокатов/юристов онлайн. Наш проект предоставляет различные услуги, в том числе:
1) письменная консультация адвоката;
2) правовой анализ ситуации и письменная консультация юриста;
2) проверка и анализ документов с последующим предоставлением юридического заключения;
3) подготовка письменных консультаций, правовых заключений адвоката.
Не откладывайте обращение к нам. Помощь адвоката онлайн — это удобно, быстро и результативно.