Подробнее
Юрист с десятилетним стажем работы. Занимаюсь составлением договоров, написанием претензий и исков, сопровождаю исполнительные производства, составляю учредительные документы для юридических лиц, занимаюсь регистрацией юридических лиц и физических лиц-предпринимателей. Также предоставляю услуги адвоката в сферах гражданского и хозяйственного права.
Вступление
В 2023 году участилась раздача повесток на улицах. Их вручение обычно выглядит так: к вам подходит человек, одетый в военную форму, просит предъявить паспорт и сразу выписывает повестку на прибытие в ТЦК.
Большинство людей беспрекословно выполняет все требования военного, и соглашается получить от него повестку. Однако законом предусмотрены специальные условия проверки документов во время военного положения, которые необходимо знать гражданину для действенной защиты своих прав от возможных незаконных действий.
Рассмотрим эти условия подробно.
Раздел 1. Законные основания проверки документов
Закон Украины «О правовом режиме военного положения» предоставляет военному командованию (совместно с военными администрациями) значительные полномочия по осуществлению мер, направленных на усиление безопасности во время войны. К таким полномочиям относятся:
1. установление особого порядка въезда в определенные места, выезда из них;
2. ограничение свободы передвижения по территории страны: 1) граждан Украины; 2) иностранцев; 3) лиц без гражданства;
3. ограничение свободного движения: автомобилей, других транспортных средств;
4. проверка документов, удостоверяющих личность гражданина и других лиц, законно находящихся в Украине;
5. осмотр вещей, автомобилей (других транспортных средств), багажа, грузов;
6. осмотр жилья людей, служебных помещений.
После введения в стране военного положения командование (с привлечением военных администраций) обязано издать отдельный приказ о проведении спецмероприятий, установленных законом. Одновременно с этим назначается специально уполномоченное должностное лицо — комендант, отвечающий за организацию взаимодействия между правоохранительными органами государства при осуществлении ими мер особого режима.
После назначения комендант обязан издать приказ, определяющий должностных лиц, уполномоченных проверять документы у граждан. Уполномоченные лица назначаются комендантом из работников следующих государственных органов:
1. Нацполиция;
2. Нацгвардия;
3. Служба безопасности Украины;
4. Государственная пограничная служба;
5. Государственная миграционная служба;
6. Государственная таможенная служба;
7. Вооруженные силы Украины.
Должностные лица других государственных органов не привлекаются к проверке документов граждан.
Раздел 2. Ограничение права проверять документы
В социальных сетях часто встречается утверждение: военкоматы (они же ТЦК и СП) не являются частью Вооруженных сил Украины. Это утверждение ошибочно. Статья 3 Закона Украины «О Вооруженных силах» указывает, что в структуру ВСУ входят органы военного управления.
В Положении о ТЦК и СП указано, что эти центры относятся к органам военного управления, обеспечивающим выполнение законодательства о воинской повинности, военной службе, мобилизационной подготовке и мобилизации. Будучи органами военного управления, ТЦК включены в состав ВСУ.
Из раздела 1 статьи вам уже известно, что к проверке документов граждан во время военного положения могут привлекать Вооруженные силы Украины. Поэтому привлечение работников ТЦК к проверке документов разрешено законом.
При этом важно знать, что военнослужащие и сотрудники ТЦК не вправе проверять документы просто так, без повода. Для законной проверки существует всего восемь оснований.
Гражданин должен предоставить документ, подтверждающий его личность, в случаях:
1. нарушения комендантского часа/других запретов, установленных на территории, охваченной действием военного положения;
2. пребывания на территории/объекте со специальным режимом;
3. наличия обоснованного подозрения, что он совершил или намерен совершить правонарушение/преступление;
4. внешнего сходства с человеком, который: 1) пропал без вести; 2) находится в розыске;
5. пребывания в месте совершения: 1) уголовного/административного правонарушения; 2) дорожно-транспортного происшествия; 3) другого чрезвычайного происшествия;
6. передвижения на автомобиле, который: 1) имеет внешние признаки использования при совершении правонарушения/преступления; 2) может быть объектом правонарушения/преступления;
7. его поведение указывает на причастность к совершению правонарушения/преступления;
8. обнаружении у него: 1) оружия; 2) боеприпасов; 3) наркотиков; 4) других запрещенных вещей (в таком случае целью проверки документов может быть исключительно выяснение, есть ли у него право хранить/перевозить эти вещи);
В других случаях ни полиция, ни военные не вправе требовать от гражданина предъявления паспорта. Поэтому, когда у вас просят показать паспорт, чтобы переписать с него информацию к повестке, и вручить ее вам — это незаконное требование. Военное положение не является основанием проверки документов.
Прежде чем показывать военному/полицейскому ваш паспорт, потребуйте от него назвать основание проверки документов. Если он начнет говорить «в стране военное положение, все граждане обязаны носить с собой документы и показывать их по первому требованию» — то такого ни в одном законе нет. Вы не обязаны показывать полиции документы просто потому, что они так сказали.
Если вам грозят задержанием за отказ предъявить паспорт — не растеряйтесь и не паникуйте. Помните, задержать гражданина для установления его личности имеет право только полиция, и такое задержание не может длиться более 3-х часов подряд.
Военнослужащие, работники ТЦК задерживать вас права не имеют.
Раздел 3. Проверка (осмотр) транспортных средств
С началом войны на дорогах Украины появилось множество блокпостов, на которых проверяют автомобили. Часто там, кроме военных, находятся сотрудники ТЦК, занимающиеся выписыванием и выдачей повесток. Поскольку заполнение повесток в этих местах не является законным способом их вручения, важно знать основания, по которым вас могут остановить для проведения проверки автомобиля.
Таких оснований одиннадцать:
1. водитель нарушил правила дорожного движения;
2. внешний вид автомобиля указывает на техническую неисправность;
3. полиция владеет информацией о причастности водителя/пассажиров к совершению: 1) дорожно-транспортного происшествия; 2) уголовного/административного правонарушения;
4. автомобиль находится в розыске;
5. необходимо опросить водителя/пассажиров об обстоятельствах совершения: 1)ДТП; 2) уголовного/административного правонарушения (если кто-то из них был или может быть свидетелем этих событий);
6. необходимо привлечь водителя к оказанию помощи: 1) другим участникам дорожного движения; 2) полицейским;
7. необходимо привлечь водителя в качестве свидетеля при оформлении: 1) протоколов об административных правонарушениях; 2) материалов дорожно-транспортных происшествий;
8. водитель оказался в месте с установленным ограничением/запретом движения автомобилей;
9. на автомобиле ненадежно закреплен груз, угрожающий безопасности других участников дорожного движения;
10. автомобиль оборудован специальными звуковыми/световыми устройствами, установленными с нарушением требований по их размещению;
11. при проезде через блокпосты/контролируемые пункты въезда-выезда.
Следовательно, полиция и военные не имеют права остановить вас именно с целью выдачи повестки. При остановке всегда спрашивайте основание остановки. Если вы пытаетесь выписать и вручить повестку на блокпосте — не получайте ее.
Не поддавайтесь угрозам привлечения к ответственности за отказ от получения повестки. Наступление ответственности возможно только если вы возьмете повестку, распишетесь за ее получение и после этого не придете в ТЦК.
Акт отказа от принятия повестки не подписывайте. Такого документа законом не предусмотрено, его придумали сами ТЦК, и вы не обязаны ставить подпись под таким актом. Запомните статью 19 Конституции Украины — Правовой порядок в Украине основывается на принципах, согласно которым никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством.
Раздел 4. Об ответственности за неявку по повестке
Такая ответственность делится на два вида: административная (наложение штрафа) и уголовная (лишение свободы сроком от 2 до 5 лет).
Неявка после вручения повестки не означает немедленного наступления уголовной ответственности. Этот вид ответственности наступит исключительно в случае, если вы:
1. получили повестку о вызове в центр комплектования;
2. прибыли в центр и прошли медкомиссию, признавшую вас пригодным к военной службе;
3. получили вторую повестку (об отправке в воинскую часть, так называемая «боевая повестка»);
4. не явились для отправки в воинскую часть.
За неявку по повестке о вызове в территориальный центр комплектования на вас могут наложить штраф, сумма которого колеблется от 1342 до 2684 гривны (при первом нарушении); от 2684 до 4026 гривен (при повторном нарушении, совершенном в том же году).
Информация о штрафах актуальна на 2023 год. В 2024 году размер штрафов изменится.
Заключение
Зная свои права, вы сможете обезопасить себя от незаконного вручения повестки. Однако нередки случаи такие случаи, в которых знать права недостаточно. Необходимо еще исследовать и анализировать документы, с чем лучше справятся юристы.
В подобной ситуации вам понадобится консультация юриста. Правовой анализ ситуации и проверка документов юристом — надежный способ получить профессиональный ответ на любой ваш вопрос. По желанию вы получите не только устную консультацию, но и письменное юридическое заключение, информацией по которому сможете неоднократно воспользоваться в будущем.
Письменная консультация адвоката поможет вам при необходимости защиты в суде. Эта разновидность консультации также предусматривает анализ документов, в результате вам будет предоставлен правовой вывод адвоката с указанием путей решения проблемной ситуации и необходимых действий.
В современном мире наиболее удобна помощь адвоката онлайн. Адвокат (юрист) онлайн – залог быстрого получения правовой помощи, без лишних затрат времени на поиск нужного специалиста.