Подробнее
Юрист с десятилетним стажем работы. Занимаюсь составлением договоров, написанием претензий и исков, сопровождаю исполнительные производства, составляю учредительные документы для юридических лиц, занимаюсь регистрацией юридических лиц и физических лиц-предпринимателей. Также предоставляю услуги адвоката в сферах гражданского и хозяйственного права.
Вступление
Вопрос мобилизации приобрел особую актуальность в контексте выдачи повесток мужчинам. В социальных сетях продолжаются оживленные обсуждения и споры по поводу законности раздачи повесток на улицах. Сейчас в обществе господствуют две точки зрения: 1) «уличный» способ призыва на службу в армию не законен; 2) выискивать призывников на улицах законом не запрещено.
Цель этой статьи — рассмотреть процедуру мобилизации на основе закона и ответить на вопрос: можно ли выписывать и вручать повестки на улицах?
Раздел 1. Мобилизовать, не нарушая закон
В Украине не существует специального документа, определяющего проведение мобилизации при военном положении. Это обусловлено тем, что страна воюет впервые и законов на подобный случай не имеет.
Война вызвала интерес к Закону Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации». Однако и этот документ не содержит указаний по проведению мобилизации в условиях ведения войны, когда возникает необходимость одновременного привлечения в армию большого количества людей. Закон в основном расписывает общие условия осуществления мер по отправке граждан на службу в армии.
Практическим моментам мобилизации, ее планированию, организации и выполнению посвящено Положение о подготовке и проведении призыва граждан Украины на срочную военную службу и принятие призывников на военную службу по контракту. Это положение напрямую не касается мобилизации во время войны, однако больше нигде не прописано, как вообще действовать, призывая человека в войско.
Чтобы выяснить как должна выглядеть законная мобилизация, нужно вернуться в самое начало — день объявления о всеобщем призыве в армию.
Раздел 2. Подготовка к мобилизации
Правильно подготовленная мобилизация насчитывает пять шагов:
Первый. Президент Украины издает Указ о мобилизации.
Второй. Генеральный штаб Вооруженных сил Украины издает мобилизационную директиву. Этим документом определяется:
• общая численность лиц, подлежащих призыву;
• распределение призванных лиц по видам (родам) войск и других военных формирований;
• порядок проведения призыва.
Третий. Опираясь на директиву Генштаба, оперативное командование разрабатывает свою директиву и план призыва. Этот план утверждается командующим войсками оперативного командования. Директива командующего и выдержки из плана направляются областным территориальным центрам комплектования.
Четвертый. Областные ТЦК, во исполнение директивы, разрабатывают план призыва в конкретной области и указания районным/городским центрам комплектования по его реализации.
Пятый. Районный/городской ТЦК разрабатывает свой план призыва.
Раздел 3. О плане призыва
Этим документом определяется, сколько людей необходимо призвать и куда их нужно после этого распределить.
Подобный план должен содержать:
1. сведения о количестве призывников, их качественные характеристики;
2. распределение призванных новобранцев по видам (родам) войск, других военных формирований;
3. сроки отбора кандидатов в состав призывной комиссии и представление подобранных кандидатур на утверждение: 1) главе районной государственной администрации; 2) городскому голове;
4. график прибытия граждан для: 1) проведения рентгена лёгких; 2) сдачи анализов; 3) проведения медосмотра; 4) прохождения призывной комиссии;
5. порядок и сроки проведения учебных занятий с работниками призывного участка;
6. перечень больниц, где будет проводиться: медицинское освидетельствование призывников, их дополнительное обследование и лечение;
7. порядок работы врачей, осуществляющих медицинское освидетельствование призванных лиц;
8. порядок направления призывников на обследование (медицинское освидетельствование) в другие больницы (при необходимости);
9. информацию о мерах по воспитательной работе с призванными новобранцами (в период их мобилизации и отправки в воинские части);
10. порядок подготовки и обустройства помещений для работы призывной комиссии.
Кроме описанного, районные/городские ТЦК обязаны:
1. составить на призывников именные списки об их прибытии на призывные участки (по дням, учитывая график работы призывной комиссии);
2. провести отбор персонала, который будет работать на призывном участке;
3. получить от учреждений здравоохранения медицинские документы призывников: 1) карточки амбулаторного больного, вкладыши к ним, 2) выдержки из истории болезни, 3) данные медицинского осмотра, касающиеся состояния здоровья новобранцев.
План призыва составляется заранее, до начала мобилизации. Также заранее должно быть определено, кого из граждан будут призывать и в каком количестве. Эти условия влияют на налаживание процесса оповещения призывников о мобилизации.
Раздел 4. Уведомление граждан о мобилизации
Призыв в армию начинается с издания руководителем ТЦК соответствующего приказа. Одновременно с приказом выдается распоряжение об уведомлении людей, которых планируется призвать.
В распоряжении указываются:
• фамилия и инициалы новобранца;
• наименование центра комплектования, куда следует прибыть, адрес его расположения.
К распоряжению добавляются уже заполненные повестки — по одной на каждого призывника.
Повестка должна содержать:
1. фамилию, имя, отчество призывника, адрес его проживания;
2. дату и время прибытия в ТЦК;
3. адрес места расположения призывного участка или ТЦК.
Распоряжение об уведомлении и повестки подписываются руководителем центра комплектования. Подпись должна включать указание: воинского звания руководителя, его фамилии и инициалов.
Подписание руководителем незаполненных бланков повесток законом не предусмотрено. Любая повестка должна быть заполнена заранее и вручаться гражданину исключительно в таком виде.
Заполнение повесток на улице, в магазинах, торговых центрах, на рынках, других общественных местах не является законным способом их оформления и вручения. Также незаконным способом вручения повесток является отправка их фотокопий в мессенджеры, через социальные сети, информирование граждан о необходимости прибыть в ТЦК по телефону.
Раздел 5. Где разрешено вручать повестки
Законы не содержат указаний по месту вручения повестки. Выдана она может быть где угодно, но составляться и подписываться — только в центре комплектования. Без исключений.
Повестка вручается гражданину лично под подпись. Для этого на бланке повестки предусмотрена отрывная часть – расписка о получении. После того как гражданин распишется за получение повестки, расписка отрывается от бланка и хранится в ТЦК, в личном деле призывника.
Расписка является доказательством получения повестки гражданином. Поэтому, если ее посылают по почте, вкладывают в почтовый ящик, приклеивают на двери квартиры, передают через соседей, — это не считается надлежащим способом вручения. Нет расписки с вашей подписью – вручения повестки не было.
Раздел 6. Кто имеют право выдавать повестки
Право вручения повесток предоставлено только работникам центров комплектования, потому что на них возложена обязанность по проведению призыва граждан на военную службу.
Кроме них, к выдаче повесток разрешено привлекать работников (должностных лиц) органов местного самоуправления, руководителей предприятий, учреждений, организаций, государственных и частных учебных заведений. Они могут вручать исключительно заполненные повестки, проверять документы граждан и самостоятельно заполнять чистые бланки повесток права не имеют.
Выдавать повестки не могут другие субъекты (бойцы территориальной обороны, работники полиции, обычные военнослужащие, не являющиеся работниками ТЦК, участники добровольческих военных формирований). Они могут сопровождать работников центров комплектования при вручении ими повесток, выполняя при этом предоставленные законом полномочия.
Заключение
Зная свои права, вы сможете обезопасить себя от незаконного вручения повестки. Однако нередки случаи такие случаи, в которых знать права недостаточно. Необходимо еще исследовать и анализировать документы, с чем лучше справятся юристы.
В подобной ситуации вам понадобится консультация юриста. Правовой анализ ситуации и проверка документов юристом — надежный способ получить профессиональный ответ на любой ваш вопрос. По желанию вы получите не только устную консультацию, но и письменное юридическое заключение, информацией по которому сможете неоднократно воспользоваться в будущем.
Письменная консультация адвоката поможет вам при необходимости защиты в суде. Эта разновидность консультации также предусматривает анализ документов, в результате вам будет предоставлен правовой вывод адвоката с указанием путей решения проблемной ситуации и необходимых действий.
В современном мире наиболее удобна помощь адвоката онлайн. Адвокат (юрист) онлайн – залог быстрого получения правовой помощи, без лишних затрат времени на поиск нужного специалиста.