Подробнее
Учусь на третьем курсе Государственного университета экономики и технологий. Специализируюсь на договорном, хозяйственном и корпоративном праве, в частности, предоставляю консультации и пишу статьи.
Физическое лицо, которое приобретает, заказывае, использует, или намерено приобрести или использовать определенный товар для удовлетворения личных потребностей приобретает статус потребителя, с возникновением которого законодательством устанавливается определенный объем прав и обязанностей. Вместе с этим, не редко вторая сторона правоотношений, то есть продавец, нарушает предоставленные потребителям права, что естественно, ставит последних в крайне невыгодное положение, нанося им вред в том числе и моральный. Законодательством определены случаи, при наличии которых можно гарантированно утверждать о нарушении прав потребителей, а именно: при реализации товара были нарушены права на свободу выбора продукции, или же волеизъявление потребителя; несоблюдается принцип равенства сторон договора; создаются препятствия потребителю для получения необходимой и достоверной информации о продукции, или ненадлежащим образом определяется цена такой продукции и т.д.
Права и обязанности потребителей:
Как уже было отмечено, вступая в правоотношения с продавцом, покупатель приобретает статус потребителя, что в свою очередь означает возникновение у него следующего объема прав: право на защиту предоставленных прав государством, право на должное качество продукции и обслуживания, безопасность продукции, право на получение информации о продукции, обслуживании на украинском, в случае приобретения товара ненадлежащего качества - получение возмещения (имущественного, морального) ущерба, а также право на обращение в уполномоченные органы, в том числе и в суд, с целью защиты нарушенных прав и право на создание общественных организаций потребителей. Вместе с этим, существуют и обязанности, а именно: если производитель предоставляет документацию на товар в которой содержатся правила его эксплуатации, то потребитель обязан с ними ознакомиться, перед началом осуществления такой эксплуатации, если же у потребителя возникла необходимость в получении разъяснений относительно условий или правил использования приобретенного товара, то он должен до начала его использования обратиться к продавцу, или же производителю с целью получения таких разъяснений, еще одной обязанностью, которая связана с эксплуатацией товара, является использование его в соответствии с целевым назначением и теми условиями, которые установлены в документации по эксплуатации, а также в некоторых случаях соблюдать специальные правила по эксплуатации товара или принимать меры безопасности в зависимости от разновидности товара.
Анализ эффективних способов защиты прав потребителей:
Досудебное урегулирование спора. Если права потребителя были нарушены со стороны продавца или производителя, то первичным шагом на пути защиты является обращение к самому продавцу или производителю с претензией. Претензия может быть как устная, так и письменная, но в любом случае она должна полностью описывать сложившуюся ситуацию и требования потребителя и содержать доказательства нарушенного права. Нередко можно встретить случаи, когда продавцы или производители не удовлетворяют законных требований потребителей, или вообще их игнорируют. В таком случае следует обратиться в Госпродпотребслужбу с соответствующей жалобой. Жалоба может быть отправлена в устной форме, позвонив в региональный отдел службы или в электронной или письменной форме. Жалоба должна содержать ФИО жалобщика и его место жительства, описание допущенного нарушения с обоснованием требований потребителя. К жалобе можно добавить копию документа, удостоверяющего приобретение товара, доказательства нарушенного права и т.д. В жалобе также следует указать средство связи с помощью которого будут посылаться ответы на нее, например, электронная почта. Уже в течение 15 дней жалоба должна быть рассмотрена, а ответ послан жалобщику, а если жалоба требует дополнительного изучения, то в течение одного месяца.
Судебный порядок. Если же вышеописанные способы защиты не привели к позитивным для потребителя результатам, то следует обращаться в суд. Данные дела будут рассматриваться в рамках искового производства, а сам иск может касаться требования об устранении недостатков продукции, замене товара ненадлежащего качества на товар качество которого должно, или же о расторжении договора и возмещении битков. Если в результате нарушения прав был причинен моральный или материальный ущерб, то он также может подлежать возмещению. Что касается подсудности, то она в данной категории прав альтернативна, то есть потребитель может обратиться в суд за место своего проживания, или же по месту, где был причинен ему вред. Следует отметить, что, защищая свои нарушенные права в судебном порядке, обязанность по уплате судебного сбора на потребителя не распространяется.
Консультация юриста при защите прав потребителей:
Поскольку защита прав предусматривает активные действия посредством обращения в уполномоченные органы путем написания жалоб, заявлений, то крайне желательна при этом консультация адвоката . Юрист проведет правовой анализ ситуации, подготовит необходимые документы, проконсультирует клиента. Если же необходим судебный порядок защиты прав, то адвокат составит иск и должным образом представит интересы истца.