Подробнее
Учусь на третьем курсе Государственного университета экономики и технологий. Специализируюсь на договорном, хозяйственном и корпоративном праве, в частности, предоставляю консультации и пишу статьи.
Под военнообязанными следует понимать лиц, находящихся в запасе для комплектования ВСУ или других военных формирований с целью выполнения определенных задач, направленных на оборону государства. Для того чтобы определять имеющиеся мобилизационные ресурсы государства и их накопление, ведется военный учет, состоящий из трех составляющих, а именно: учета призывников, военнообязанных и резервистов. Ведение данного учета реализуется на основании паспорта гражданина и его военно-учетных документов. Вместе с этим, действующее законодательство предусматривает возможность по определенным основаниям быть снятым, или вообще исключенным из такого учета. Понятие «снятие» и «исключение» следует различать, ведь в первом случае речь пойдет о временных мерах, следствием которых не является потеря статуса военнообязанного, а если лицо исключено из учета, то оно не будет считаться военнообязанным.
Анализ оснований для снятия, исключения из военного учета:
Поскольку военный учет включает в себя три составляющие, то следует отметить основания для снятия отдельно относительно призывников, военнообязанных и резервистов. Основаниями для знания призывников являются: изменение местности в пределах Украины, то есть новое место жительства, выезд за пределы Украины на срок более 3 месяцев, взятие на учет военнообязанных, получение определенных воинских званий, или прекращение альтернативной службы в связи с ее прохождением, а также исполнение обязанностей в военном резерве в течение двух контрактов. Что касается более актуального вопроса, а именно снятия военнообязанных с учета, то законодательство устанавливает следующие основания: изменение места жительства в пределах Украины, принятие на службу в ГБР, Нацполицию, БЭБ и других органов, подразделений, выезд за пределы Украины на срок, превышающий 3 месяца и т.д. Что касается снятия с учета резервистов, то основания будут аналогичны предыдущим кроме того, что резервисты, уволенные со службы в резерве и не достигшие предельного возраста пребывания в запасе также будут иметь возможность снятия с учета и других аспектов. В свою очередь для исключения из учета необходимо наличие хотя бы одного из следующих оснований: призвание, или же принятие на военную службу, прохождение службы в военных учебных заведениях (профессиональных предвысших, высших, или же учебных подразделений вузов), признание непригодным к службе и исключением из учета (непригодность должна быть установлена в результате прохождения ВЛК), достижение предельного возраста пребывания в запасе, прекращение гражданства, осуждение за совершение тяжких или особо тяжких преступлений к наказанию в виде лишения свободы, направлении к отбытию наказаний, смерть гражданина, или же признание его безвестно отсутствующим, оглашение умершим.
Порядок снятия, исключения из учета:
1. Если же было установлено наличие вышеупомянутых оснований для снятия или исключения, то необходимо собрать следующие документы: заявление, в котором будут обосновываться основания для снятия, исключения, паспорт, документы, которые будут выступать доказательствами указанных в заявлении оснований, а также военно-учетные документы (для военнообязанных такими документами являются военный билет или временное удостоверение).
2. Далее следует подать собранные документы в ТЦК и СП. Следует отметить, что снятие или исключение с учета осуществляется при присутствии призывника, военнообязанного или резервиста, кроме некоторых случаев.
3. Получив документы и проанализировав их, ТЦК и СП принимают решение об исключении или снятии лица с учета. Решение может забрать как сам заявитель, так и его представитель. Если лицу было безосновательно отказано в снятии или исключении, то решение ТЦК и СП можно обжаловать обратившись в суд. Дело будет рассматриваться в рамках административного судопроизводства.
Консультация юриста при снятии, исключении с учета:
Консультация адвоката, как и правовой анализ ситуации может потребоваться на любом из вышеописанных этапов снятия или исключения с учета, так как качественное юридическое сопровождение в процессе собрания документов их подачи, взаимодействия с ТЦК и СП поможет увеличить результативность. Правовое заключение адвоката может понадобиться и в случае безосновательного отказа, ведь в таком случае необходима реализация процедуры обжалования в том числе и обращения в суд.