Подробнее
Учусь на третьем курсе Государственного университета экономики и технологий. Специализируюсь на договорном, хозяйственном и корпоративном праве, в частности, предоставляю консультации и пишу статьи.
Одним из основных институтов права интеллектуальной собственности является институт средств индивидуализации, ключевым элементом которого, безусловно, следует считать торговые марки. Под торговыми марками следует понимать специальные обозначения, применяемые для того, чтобы товары и услуги одних субъектов хозяйствования можно было отличить от товаров и услуг других субъектов. Вместе с этим, некоторые торговые марки в результате длительного их использования, или же благодаря качеству обозначаемой продукции становятся общеизвестными. С ведомостью торговой марки становятся все больше и риски ее неправомерного использования, недобросовестной конкуренции и других незаконных действий, так или иначе нарушающих право интеллектуальной собственности, а потому законодательство предусматривает механизм защиты таких торговых марок придавая им статус хорошо известных. С обретением такого статуса владелец получает ряд преимуществ, а именно: охрана будет распространяться как на родственные товары и услуги, так и на не имеющие родства с товарами или услугами, отмечаемыми хорошо известной торговой маркой, в отличие от обычной торговой марки срок действия которой составляет 10 лет, хорошо известная марка будет охраняться бессрочно, а также такой статус будет дополнительным инструментом от неправомерных воспроизводств, имитаций торговой марки.
Анализ особенностей признания торговой марки хорошо известной:
Как уже было отмечено, данный статус напрямую зависит от уровня общеизвестности бренда, поэтому его получение возможно исключительно при соответствии торговой марки законодательно установленным условиям. Согласно ст. 25 ЗУ «Об охране знаков для товаров и услуг» устанавливаются следующие уместные факторы, с помощью которых можно установить, является ли торговая марка хорошо известной: уровень сведения, признание такой торговой марки в определенном секторе общества; следует обратить внимание и на продолжительность объем или географический район использования и продвижения (с помощью рекламы, обнародования, представления на выставках и др.), обратить внимание следует и на продолжительность и географический район проведения регистрации марки, или же подача заявок на регистрацию, учитываются и наличие свидетельств об успешном отстаивании прав на такую торговую марку и в целом ценность, которая с ней ассоциируется. При подаче заявления на признание торговой марки хорошо известной недостаточно отметить вышеприведенные факторы, ведь необходимо документально подтвердить их наличие. Например, использование или продвижение торговой марки можно подтвердить сведениями о разновидностях маркировки товаров, использовании ее в рекламах, или же принятии любых мер по продвижению торговой марки. В свою очередь интенсивность использования можно подтвердить объемом реализации товаров, которые обозначаются торговой маркой, сведениями о среднем количестве потребителей, а также об объемах экспорта товаров в отношении которых применяется данное средство индивидуализации и т.д. Допустимо проведение опросов с целью подтверждения соответствия торговой марки вышеупомянутым условиям. Следует отметить, что признание торговой марки хорошо известной не зависит от факта ее регистрации. Получить статус хорошо известной торговой марки можно, как обратившись в Апелляционную палату НОИС, так и в судебном порядке.
Порядок признания торговой марки хорошо известной Апелляционной палатой НОИС:
1. Если же владелец торговой марки установил наличие вышеупомянутых факторов и желает признать ее хорошо известной, то необходимо подать соответствующее заявление в Апелляционную палату НОИС. Следует отметить, что заявление подается в отношении одной торговой марки. К заву следует добавить: изображение торговой марки, которую необходимо признать хорошо известной, документы, подтверждающие изложенное в заявлении, а также выписку из реестра свидетельств на торговые марки. Следует учитывать и то, что за подачу заявления взимается сбор.
2. Поданное заявление подлежит регистрации в НОИС, а для его рассмотрения назначается соответственно коллегия. Именно такая коллегия и будет устанавливать соответствие заявления требованиям законодательства и будет устанавливать основания для признания торговой марки хорошо известной. Если же в заявлении соблюдены все условия, то его принимают к рассмотрению, а заявителю направляется соответствующее уведомление, в котором должно быть указано место и время проведения заседания.
3. Следующим этапом является проведение заседания с участием заявителя. После рассмотрения заявления, по сути, коллегия будет принимать решение о признании торговой марки хорошо известной. Если же решение было принято с нарушением законодательно установленного порядка или заявителю было безосновательно отказано в удовлетворении заявления, то такое решение можно обжаловать, обратившись в суд.
Консультация юриста, специализирующегося на праве интеллектуальной собственности:
Процедура признания торговой марки хорошо известна многостадийна и предусматривает правовой анализ ситуации и анализ документов, а главное соответствие вышеупомянутым факторам. Юрист может пригодиться на любом этапе, начиная от составления заявления, заканчивая получением решения. Если же заявление было безосновательно отклонено, адвокат поможет обжаловать такое решение в суде.