юрист, 23-летний опыт работы в сфере принудительного исполнения.
Согласно Указу Президента Украины № 64/2022 от 24 февраля 2022 года в Украине введено военное положение в связи с военной агрессией Российской Федерации, которое продолжает действовать и сегодня, в связи, с чем многие граждане были мобилизованы.
В связи с напряженной и сложной ситуацией в стране, возросло количество судебных дел, где ответчиками являются военнослужащие. Но явиться на рассмотрение судебного дела для защита достоинства не имеют возможности, поскольку в большинстве своем не имеют информации о таком судебном процессе или просто физически не имеют возможности явиться в суд и поучаствовать в судебном заседании. Как следствием после этого появляется решение суда о привлечении к ответственности военнослужащего и налагается денежное взыскание, которое попадает на исполнение в органы государственной исполнительной службы, где лицо меняет статус с «ответчика» на «должника». После получения такого взыскания органы государственной исполнительной службы арестовывают средства и имущество таких должников, и принудительно списывают средства со счетов на которые военные получают денежное довольствие, являющиеся противоправными, поскольку с доходов можно отчислять только 20% по общим долгам, но не более 50% если взыскиваются алименты.
На сегодняшний день законодательно существуют нормы действующего законодательства, которые защищают военнослужащих и дают по крайней мере дождаться их увольнения с военной службы для того, чтобы такое лицо могло решить свои вопросы. К сожалению, в большинстве случаев на эти нормы действующего законодательства ни суд, ни органы ГИС почти не обращают внимание, продолжая привлекать военнослужащих к ответственности и взымать средства.
В соответствии с ч. 2 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Украины, еще на этапе судебного разбирательства, суд обязан остановить производство по делу в случае нахождения стороны или третьего лица, заявляющего самостоятельные требования по предмету спора, в составе Вооруженных Сил Украины или других образованных в соответствии с законом военных формирований, что переведены на военное положение или вовлечены в проведение антитеррористической операции.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 34 ЗУ «Об исполнительном производстве» исполнитель останавливает совершение исполнительных действий в случае прохождения должником срочной военной службы, военной службы по призыву лиц офицерского состава, военной службы по призыву во время мобилизации, на особый период, военной службы по призыву во время мобилизации, на особый период военной службы по призыву лиц из числа резервистов в особый период или если должник проходит военную службу и выполняет боевые задания военной службы в боевой обстановке или в районе проведения антитеррористической операции, осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпору и сдерживанию вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях, если согласно условиям службы проведение исполнительных действий невозможно или по просьбе взыскателя, проходящего такую военную службу.
Обращаю внимание, что остановка исполнительного производства в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 34 ЗУ «Об исполнительном производстве», в категории об удержании алиментов невозможно, так как алименты это периодические платежи, которые необходимо уплачивать ежемесячно и соответственно они должны отчисляться по всем доходам плательщика алиментов.
В случае, если военнослужащий оказался в такой ситуации, целесообразно обратиться к юристу или адвокату, который проведет анализ и поможет осуществить представительство и составить соответствующие заявления и при необходимости решить вопрос о снятие ареста со счетов должника.