Подробнее
Фахівець у галузях цивільного, сімейного, господарського, корпоративного, договірного права. Представництво інтересів фіз. та юр. осіб в судах, корпоративне обслуговування.
Юридический анализ ситуации: «платная или бесплатная справка о труде бывшему работнику".
Предоставление информации в письменном виде (справки, архивной справки и т.п.) о работе в учреждении (другом субъекте хозяйствования) не является услугой.
Анализ ситуации адвокатом: Гражданский кодекс Украины (далее – ГК) определяет услуги как самостоятельный объект гражданских прав (ст. 177 ГК Украины), хотя в отличие от других объектов (например, вещей – ст. 179 ГК Украины, ценных бумаг – ст. 194 ГК, информации – ст. 200 ГК, не содержит их легального определения. Нет нормативного определения услуг и в главе 63 ГК Услуги. Общие положения. Несмотря на то, что законодатель употребляет понятие "услуги" не только в ГК, но и в целом ряде как законодательных, так и подзаконных нормативно-правовых актов, ни в одном из них не содержится их единое определение.
Согласно статье 901 ГК по договору о предоставлении услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) предоставить услугу, потребляемую в процессе совершения определенного действия или осуществления определенной деятельности, а заказчик обязуется оплатить исполнителю указанную услугу, если иное не установлено договором. Следовательно, указанная статья определяет услугу, точнее, предмет договора о предоставлении услуг, используя категории "действие" или "деятельность" (оказать услугу означает "совершить действие", "осуществить деятельность").То есть услуга - вид блага, служащий средством удовлетворения потребностей за счет осуществления деятельности (путем совершения действий) одним субъектом, в полезных качествах которой и содержится субъективный интерес другого субъекта, и на которую у последнего возникает право требования.
Постановлением КМ Украины от 27.08.2010 № 796 «Об утверждении перечня платных услуг, которые могут предоставляться учебными заведениями, другими учреждениями и учреждениями системы образования, принадлежащими к государственной и коммунальной форме собственности» утвержден перечень платных услуг, которые могут предоставляться учебными заведениями, другими учреждениями и учреждениями системы образования, которые принадлежат государственной и коммунальной формы собственности.
В разделе «Прочие услуги» есть подп. 4 п. 8, предусматривающий возможность предоставления полиграфических услуг (редактирование, перевод научной, справочной, технической, учебной, учебно-методической, художественной литературы, разработка полиграфического дизайна); услуг компьютерного набора, верстки текстов; рекламных услуг; реализация собственной печатной продукции, в том числе информационной, рекламной и бланковой (кроме издания и реализации учебной литературы, методических, научно-методических, научных, научно-технических изданий, печатных средств массовой информации (газет, журналов, альманахов и т.п.); издание и размещение на веб-сайтах баннеров и другой рекламной продукции в электронной форме.
Заключение юриста предоставление полиграфической услуги – это отдельный вид деятельности, предоставление которого должно сопровождаться добавлением соответствующего КВЭД (класс 18).13 Изготовление типографских форм и других полиграфических услуг).
Документ, на основании которого считается стоимость справки, а именно «Калькуляция стоимости подготовки справки (услуг компьютерного набора, возвращение текстов, печатание, копирование, сканирование), утверждена ректором в 2023 г. (далее – Калькуляция), составлен исходя из суммы таких показателей, как: оплата труда работников, начисление на заработную плату, приобретение предметов и материалов, оплата услуг и другие расходы, оплата коммунальных услуг и энергоносителей, капитальные расходы. Указанные факторы характерны для обычной работы работника, который справку выдает. За это он получает заработную плату, а работодатель обеспечивает оплату труда и все остальное, что указано в Калькуляции.
Указывать в Калькуляции, что плата начисляется за «полиграфические услуги» нельзя, поскольку это, как уже отмечалось выше, не является и услугами, во-первых, и в случае предположения, что это услуга, не является полиграфической услугой, во-вторых.
В согласовании со ст. 49 КЗоТ Владелец или уполномоченный им орган обязан выдать работнику по его требованию справку о его работе на данном предприятии с указанием специальности, квалификации, должности, времени работы и размера зарплаты.
Из процитированной статьи усматривается, что несмотря на то, работает ли человек на момент обращения за справкой о работе или работал в прошлом (одиозная «архивная» справка) учебное заведение, как и любое другое предприятие, обязано выдать такую информацию.
Анализ ситуации юристом: выдача документов, подтверждающих факт работы, не является услугой субъекта хозяйствования, а его обязанностью.
Согласно Приказу Министерства юстиции Украины от 12.04.2012 № 578/5 на предприятие возлагается обязанность хранения архивных документов, которые могут быть использованы для подтверждения законных прав граждан, в частности на начисление пенсий, различных видов материальной помощи и компенсаций, других выплат и льгот – сроком в 75 лет, а значит, работник может обратиться к предприятию с требованием о выдаче справки о работе и заработной плате в течение указанного периода.
Поскольку в КЗоТе не определен срок по выдаче справки о работе, поэтому следует руководствоваться ст. 20 Закона Украины "Об обращениях граждан".Так, обращения рассматриваются и разрешаются в срок не более 1 месяца со дня их поступления, а не требующие дополнительного изучения - безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня их получения.
В согласовании со ст. 21 Закона Украины «Об обращениях граждан» органы государственной власти, местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, объединения граждан, должностные лица рассматривают обращение граждан, не взимая платы.Нарушение установленных сроков выплаты пенсий, стипендий, заработной платы, выплата их не в полном объеме, срока предоставления должностными лицами предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности и физическими лицами - предпринимателями работникам, в том числе бывшим, по их требованию документов по их трудовой деятельности на данном предприятии, в учреждении, организации или у физического лица - предпринимателя, необходимых для назначения пенсии (о стаже, заработной плате и т.п.), определенного Законом Украины "Об обращениях граждан", или предоставления указанных документов, содержащих недостоверные данные, нарушение срока проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка ее проведения, а также другие нарушения требований законодательства о труде - или предоставление указанных документов, содержащих недостоверные данные, нарушение срока проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка его проведения, а также другие нарушения требований законодательства о труде – влекут наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и граждан - субъектов предпринимательской деятельности от тридцати до ста не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 510 до 1700 грн.).
Юридический вывод: кроме того, в случае не предоставления предприятием справки о работе и заработной плате гражданин имеет право обращаться, в соответствующие контролирующие органы (Гоструд), правоохранительные органы (с соответствующими последствиями реагирования), суд.
Вопрос о предоставлении «платной услуги» может инициировать заявление в налоговую инспекцию.Такое заявление может служить основанием для проведения налоговой инспекцией камеральной проверки.
Отдельного внимания заслуживает систематичность получения университетом денег за выдачу «архивных справок» на счет, не предназначенный для этого.
Получение некоммерческим учреждением средств за услуги, не относящиеся к перечню платных услуг по Постановлению КМУ, является получением прибыли, что является основанием для потери признаков неприбыльности.
Осуществление хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли, классифицируется как предпринимательство (ст. 42 ГК Украины) и не соответствует сущности понятия «некоммерческой деятельности» неприбыльных учреждений. Таким образом, некоммерческая организация, осуществляющая хозяйственную деятельность на коммерческой основе, приобретает характер предпринимательской деятельности и к ней применяются положения ГК Украины и других законов, которыми регулируется предпринимательство. Такая организация не подпадает под определение неприбыльной организации и исключается из Реестра неприбыльных учреждений и организаций.
Специалисты Государственной финансовой инспекции обобщили нарушение образования и использования собственных поступлений бюджетных учреждений. Вопрос Зачисление в спецфонд сметы доходов, не относящихся к указанному фонду, также посвящено внимание. В консультации указано следующее.
«Согласно ст. 2 БКУ собственные поступления бюджетных учреждений – это средства, полученные в установленном порядке бюджетными учреждениями как плата за предоставление услуг, выполнение работ, гранты, подарки и благотворительные взносы, а также средства от реализации в установленном порядке продукции или имущества и другой деятельности.
Виды поступлений в специальный фонд сметы четко регламентированы. Они приведены в п. 4 ст. 13 БКУ, о чем уже было сказано ранее.В случае поступления на счет бюджетного учреждения средств, полученных за не предусмотренные соответствующим перечнем разрешенных для предоставления этим учреждением платных услуг, такие средства должны быть перечислены в доходы того бюджета, из которого осуществляется содержание учреждения, по коду классификации доходов бюджета 24060300 «Другие поступления» . На это обращала внимание Государственная казначейская служба в письме №2970.
Правовой анализ ситуации:
Предоставление информации бывшему работнику о работе в учреждении в прошлый период с предоставлением справки (архивной справки) является обязанностью учреждения и происходит на безвозмездной основе.
Получение платы за предоставление указанной информации, почему предоставлена любая форма и обоснование (калькуляции, расчеты и т.п.) незаконно и может иметь последствия в виде лишения статуса неприбыльности и спровоцировать проверки, результатом которых станет применение финансово-хозяйственных санкций.