Подробнее
мовою окупанта не спілкуюсь
После начала полномасштабного вторжения России на территорию Украины вопрос ведения учета военнообязанных на предприятии приобрел максимальную актуальность. На сегодня, несмотря на то, что активные военные действия продолжаются более полутора лет, на практике возникает много вопросов и споров между работодателями и территориальными центрами комплектования и социальной поддержки (далее — ТЦК и СП) по поводу военного учета. В то же время усиливается и ответственность за нарушение правил учета военнообязанных на предприятии, что актуально для бизнеса.
Правила военного учета для бизнеса
Прежде всего, рассмотрим основные вопросы, связанные с ведением учета военнообязанных.
Руководствуясь положениями Закона Украины от 25 марта 1992 г. № 2232-XII «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон № 2232), речь пойдет об обязанности предприятий вести персональный учет призывников, военнообязанных и резервистов.
Следует отметить, что на физических лиц — предпринимателей и физических лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность, эта обязанность не распространяется, поскольку:
• Закон № 2232 не содержит норм о том, что физические лица — предприниматели или физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, обязаны вести военный учет.Такие лица не являются предприятиями в понимании действующего законодательства;
• в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 30 декабря 2022 года № 1487 «Об утверждении Порядка организации и ведения военного учета призывников, военнообязанных и резервистов» (далее — Порядок № 1487) не установлена обязанность по ведению военного учета физическими лицами- предпринимателями или физическими лицами, осуществляющими независимую профессиональную деятельность.
Это подтверждено также и судебной практикой, например решением Бобринецкого районного суда Кировоградской области от 20 июля 2023 года по делу № 383/1142/.
Условно такие обязанности предприятий, входящих в военный (персональный) учет, можно разделить на следующие группы:
• проверочные (в основном возникают при принятии граждан на работу по поводу проверки наличия военно-учетных документов и сверки списков персонального военного учета с записями в их документах);
• информативные (представления в соответствующие органы: ТЦК и СП, СБУ, подразделения Службы внешней разведки) информации об изменении учетных данных работников, их документов, а также сообщений о лицах, нарушающих правила военного учета;
• разъяснительные (отображаются в доведении и разъяснении до работников правил военного учета, оповещении о вызове соответствующими органами).
Полный список таких обязанностей работодателей (предприятий) изложен в пункте 34 Порядка № 1487.
Частые нарушения правил ведения персонального военного учета со стороны бизнеса
1. Непредставление информации о работниках призывников, военнообязанных, резервистов в уполномоченные органы.
2. Неуведомление по требованию уполномоченных органов призывников, военнообязанных и резервистов об их вызове в соответствующие районные (городские) территориальные центры комплектования и социальной поддержки, органы СБУ, подразделения Службы внешней разведки.
3. Необеспечение своевременного прибытия призывников, военнообязанных и резервистов по вызову уполномоченных лиц.
Штрафы для бизнеса, ответственность для руководителя в случае нарушения правил военного учета
Нарушение правил учета военнообязанных на предприятии по своему объекту является нарушением законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации (статья 210-1 Кодекс Украины об административных правонарушениях; далее - КУоАП), за что, соответственно, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа :
• для граждан - от ста до двухсот не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 1700 до 3400 грн);
• для должностных лиц – от двухсот до трехсот не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 3400 до 5100 грн).За совершение повторного в течение года нарушения, предусмотренного частью первой настоящей статьи, за которое лицо уже было подвергнуто административному взысканию, а также совершение такого нарушения в особый период, предусмотренный штраф:
• для граждан - от двухсот до трехсот не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 3400 до 5100 грн)
• для должностных лиц – от трехсот до пятисот не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 5100 до 8500 грн).
Кто уполномочен на составление протоколов о совершении административного правонарушения
Логично было бы предположить, что учитывая, что согласно статье 235 КУоАП дела о нарушении законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации по статье 210-1 КУоАП рассматривают ТЦК и СП, то и протоколы о совершении таких административных правонарушений должны составлять уполномоченные этих органов. Но случилось не как предполагалось… Ведь как в статье 255 КУоАП, определяющей перечень лиц, имеющих право составлять протокол об административных правонарушениях, так и в Положении о территориальных центрах комплектования и социальной поддержки, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 23 февраля 2022 года № 154, о полномочиях ТЦК и СП (их должностных лиц) составлять протоколы речь не идет. Это, возможно, следует считать упущением законотворца, но есть факт — законом не предусмотрено право ТЦК и СП составлять протоколы по делу об административных правонарушениях по статье 210-1 КУоАП, и это пробел, который может быть использован в пользу бизнеса по делам о привлечении к административной ответственности по статье 210-1 КУоАП.
Возможно Вам интересно прочитать статьи на следующие темы: взыскание долга с зарплаты взыскание зарплаты через судвзыскание задолженности по зарплате взыскание заработной платы взыскание заработной платы в судебном порядке взыскание невыплаченной заработной платы взыскание задолженности по заработной плате
Срок привлечения к административной ответственности взыскание задолженности по заработной плате
Общий срок, предусмотренный статьей 38 КУоАП, при непродолжительном административном нарушении — два месяца со дня совершения такого правонарушения, а при длительном правонарушении — не позднее двух месяцев со дня его выявления.Кто может быть привлечен к административной ответственности за нарушение правил военного учета предприятиями?
Административная ответственность за нарушение порядка ведения учета военнообязанных на предприятии возлагается на должностных лиц: руководителей и работников, на которых возложены должностные обязанности, связанные с ведением военного учета (при их наличии).
Также акцентируем внимание на том, что КУоАП не предусматривает административную ответственность для физических лиц — предпринимателей и физических лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность, ни за неподачу в ТЦК и СП списков работников, подлежащих приписке к призывным участкам, ни за принятие на работу работников , не состоящих на военном учете по месту жительства, ни при необеспечении уведомления о вызове в ТЦК и СП.
Какие чаще ошибок допускаются ТЦК и СП при рассмотрении дел об административном правонарушении по статье 210-1 КУоАП за нарушение бизнесом правил военного учета?
Исходя из анализа судебной практики последнего времени, чаще всего это процессуальные ошибки:
• привлечение к ответственности неуполномоченных лиц за ведение военного учета на предприятии;
• подписание протокола об административном правонарушении неуполномоченным лицом (например, работником предприятия вместо его руководителя);
• неустановление личности правонарушителя и состав административного правонарушения;
• невручение протокола о привлечении к административной ответственности ответственному лицу;
• неуведомление лицо о дате, месте, времени рассмотрения дела;
• составление постановления без участия лица, привлекаемого к административной ответственности (например, постановление Восьмого апелляционного административного суда от 17 июля 2023 г. по делу № 451/414/23).