Подробнее
Законопроект №10425 о множественном гражданстве не противоречит Конституции Украины, где в одной из статей указано о едином гражданстве. Вместе с тем, окончательной трактовки того, что такое единое гражданство, на сегодня тоже нет.
Но в этом законопроекте, кроме множественности гражданства, регулируются и другие вопросы, как, например, потеря гражданства Украины из-за службы в военных силах государства-агрессора или государства-оккупанта, которым на сегодня является Российская Федерация.
О том, какие нюансы этого законопроекта есть, а также как регулируются вопросы гражданства в законодательных актах Украины, в комментарии рассказал эксперт по конституционному праву Богдан Бондаренко.
По его словам, опираясь на сравнительную таблицу законопроекта №10425 о множественном гражданстве, утверждать о значительных изменениях в законодательстве не стоит. Вместе с тем, есть отдельные пункты, которые заслуживают внимания.
Единое гражданство
В ст. 4 Конституции Украины указано о "едином гражданстве" в государстве, а уточнений по этой статье - нет.
- В Украине существует единое гражданство. Основания приобретения и прекращения гражданства Украины определяются законом, - говорится в Конституции.
По словам Бондаренко, на сегодня нет конкретного толкования термина "единое гражданство".
- Еще в 1996 году была принята Конституция, в которой отмечается, что в Украине действует единое гражданство. Уже где-то через четыре или пять лет принимается закон о гражданстве и в нем уже раз расписывается, что это означает. Речь идет о том, что "единое гражданство" не позволяет иметь гражданство административно-территориальных единиц. Иными словами, не может быть гражданства Винницкой области или АР Крым, - объясняет он.
В то же время эксперт отмечает, что в случаях, когда лицо с гражданством Украины имеет еще и гражданство или подданство другого государства, то в правовых отношениях с Украиной он признается только гражданином Украины.
- Факт наличия другого гражданства в этот момент государство игнорирует. Однако 3 положения по этому поводу выглядит так: есть случаи, которые предусматривают основания для потери гражданства Украины. В частности, было так, что, если физическое лицо, совершеннолетний гражданин Украины, добровольно вступает в другое гражданство, то это могло стать основанием для того, чтобы он потерял гражданство Украины. То есть лишать нельзя, а потерять можно, если это делается добровольно, - объясняет он.
Вместе с тем, Бондаренко указывает, что сегодня нет официального толкования со стороны, например, Конституционного суда Украины.
Потеря гражданства
Параллельно с этим, в новом президентском законопроекте предусмотрена потеря гражданства, если гражданин Украины добровольно получил гражданство государства-агрессора или государства-оккупанта, которые были так определены Верховной Радой. На сегодня таким государством является Российская Федерация.
По словам эксперта, в Украине не существует такой процедуры, как лишение гражданства.
- Лишение гражданства - это произвольный разрыв этой правовой связи со стороны государства. Он в Украине запрещен на конституционном уровне. То есть государство просто так самостоятельно, "потому, что хочу" взять и написать указ президента, то так нельзя лишать гражданства. Его можно потерять. Вот в случаях определенных оснований, это происходит по указу президента, - объясняет он.
Важным вопросом в том, почему может быть утрачено гражданство Украины, будет определяться фактор того, насколько добровольно было получено
- Это надо устанавливать, например, или законом, или судебной практикой, - отмечает он.
В общем, законопроектом №10425 предусмотрено, что потеря гражданства Украины может быть реализована на основании следующих факторов:
1. добровольное приобретение гражданином Украины гражданства государства, признанного Радой государством-агрессором или государством-оккупантом, или гражданства государства, которое не определено как государство.
2. использование совершеннолетним гражданином Украины, который имеет гражданство иностранного государства, на территории Украины паспортного документа иностранца, следствием которого является создание угроз национальной безопасности и/или нацинтересам Украины;
3. приобретение лицом гражданства Украины на основании представления ложных сведений, поддельных документов, сокрытие лицом любого существенного факта, при наличии которого в отношении лица не могло быть принято решение о принятии в гражданство Украины;
4. установление факта прохождения лицом военной службы по контракту в государстве, признанном Верховной Радой Украины государством-
агрессором или государством-оккупантом;
5. вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лиц, осужденных в Украине за совершение преступления против основ национальной безопасности Украины, против мира, безопасности человечества и международного правопорядка, за совершение террористического акта, содействие совершению террористического акта, публичные призывы к совершению теракта, создание террористической группы или террористической организации, а также другие действия, связанные с террористической деятельностью;
6. участие в вооруженной агрессии против Украины в составе вооруженных формирований государства, признанного Верховной Радой Украины государством-агрессором или государством-оккупантом, или которое находится в вооруженном конфликте (войне) с Украиной или способствовало (способствует) совершению вооруженной агрессии против Украины.
Вместе с тем, по оценке Богдана Бондаренко, не стоит думать, что в результате принятия законопроекта может быть предусмотрено представление "пакетов" на потерю гражданства Украины.
- Нет, думаю, что такого не будет. Речь идет о том, что надо все индивидуально устанавливать, действительно ли добровольно лицо приобрело это гражданство (России, - Ред.). Если добровольно, то да, а если ты просто находишься на территории "ДНР" 10 лет, или сейчас находишься на оккупированных территориях юга, где очень сложно по украинскому паспорту что-то сделать, потому что (оккупанты, - Ред.) давят. Оккупационная администрация создает такие условия, когда другого варианта нет и тебе нужно просто выжить, то это добровольное приобретение?, - объясняет он.
По его словам, для потери соответствующим лицом гражданства нужна будет оценка Комиссии по вопросам гражданства при президенте Украины, а затем, если это лицо будет не соглашаться, то будет иметь возможность обжаловать это через суд этот указ президента.
Лицо без гражданства
В законопроекте №10425 также предусмотрено, что потеря гражданства Украины, связанные с положениями пунктов 1, 2, 4 - 6 не применяются, если в результате этого гражданин Украины станет лицом без гражданства.
Эксперт объясняет, что соответствующие органы, отвечающие за то, могут ли те или иные лица потерять гражданство, могут не спешить с соответствующим решением, поскольку этот вопрос является проблемным.
По его словам, комиссии стараются избегать подобных случаев, потому что конкретного ответа, что делать с такими лицами, потому что даже непонятным становится вопрос, можно ли депортировать соответствующее лицо за границу, потому что для этого должны быть соответствующие документы.
Законопроект №10425
На сайте Верховной Рады был обнародован соответствующий законопроект о множественном гражданстве.
Итак, мы видим о том, что действующий закон принят с учетом изменений в законодательство и того факта, что был проведен Правовой анализ ситуации, анализ ситуации юристом, юридический анализ ситуации и юридический вывод.