Подробнее
Фахівець у галузях цивільного, сімейного, господарського, корпоративного, договірного права. Представництво інтересів фіз. та юр. осіб в судах, корпоративне обслуговування.
Правовое заключение (анализ, консультация, оценка, правовой анализ ситуации, анализ ситуации, консультация адвоката, консультация юриста, анализ документов, правовой анализ ситуации, письменная консультация) о совместной работе близких лиц, наличии и урегулировании конфликта интересов в высшем учебном заведении (университете)
Совместным письмом Департамента образования и науки Одесской областной государственной администрации №2847/01-32 от 01.09.2022 и Одесской областной организации Профсоюза работников образования и науки Украины №01-12-134 от 09.09.2022 (далее - Общее письмо), в высшие учебные заведений (далее – ВУЗы) доказана информация по вопросам, связанным с работой в подчинении ректора, проректоров, деканов факультетов и других руководителей структурных подразделений близких им лиц.
Тезисная информация, изложенная в Общем письме.
Ректор является должностным лицом университета, приравнивается к лицам, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления, является субъектом в соответствии с п.п. "а" п. 2 ч. 1 ст. Из Закона Украины от 14.10.2014 № 1700-VII «О предотвращении коррупции» (далее – Закон № 1700), и Примечания к ст. 172-7 КУоАП.
На ректора распространяется действие Закона №1700, и он обязан выполнять его требования.
Согласно абз. 1 ч. 1 ст. 27 Закона № 1700 не могут иметь в прямом подчинении близких им лиц или быть прямо подчиненными в связи с исполнением полномочий близким им лицам лица, указанные в подпунктах «а», «в» — «из» пункта 1 части первой статьи. Закона.
Правовой анализ ситуации позволяет подсчитать, что к ним относятся руководители и другие должностные лица учебных заведений, а именно:
- ректор;
- проректоры;
- деканы факультетов;
- директора институтов;
- заведующие кафедрами;
- начальники отделов и служб.Следовательно, предписания законодательства об урегулировании конфликта интересов распространяются не только на чиновников, но и на вышеуказанных должностных лиц университета (далее – ПО университета).
В случае существования у лица сомнений в наличии у нее конфликта интересов ПО университета обязана обратиться за разъяснениями в территориальный орган НАПК.
Если лицо получило подтверждение об отсутствии конфликта интересов, оно освобождается от ответственности, если в действиях, в отношении которых он обращался за разъяснением, позже будет обнаружен конфликт интересов (ч. 5, 6 ст. 28 Закона № 1700).
МОН считает, что конфликт интересов является более широким понятием и включает ограничение отношений прямого подчинения, однако им не ограничивается. Поэтому отсутствие отношений прямого подчинения, а также отсутствие запрета прямого подчинения близких лиц не опровергает возможности возникновения потенциального или реального конфликта интересов при осуществлении ПО университета служебных обязанностей.
Статьей 1 Закона № 1700 определено, что близкие лица – это члены семьи субъекта, указанного в части первой статьи 3 настоящего Закона, а также муж, жена, отец, мать, отчим, мачеха, сын, дочь, пасынок, падчерица , родной и двоюродный братья, родная и двоюродная сестры, родной брат и сестра жены (супруга), племянник, племянница, родной дядя, родная тетя, дед, баба, прадед, прабабушка, внук, внучка, правнук, правнучка, зять, невестка, тесть, теща, свекор, свекровь, отец и мать жены (мужа) сына (дочки), усыновитель или усыновленный, опекун или попечитель, лицо, находящееся на попечении или попечительством указанного субъекта.
Согласно Методическим рекомендациям, утвержденным Национальным агентством по вопросам предотвращения и выявления коррупции (решение от 14.07.2016 № 2) «конфликт интересов» - это ситуация, при которой должностное лицо, выполняя свои обязанности, имеет частный интерес (личную заинтересованность), хотя и не обязательно приводит к принятию неправомерного решения или совершению неправомерного деяния, но способен к этому привести.
Закон №1700 различает два вида конфликта интересов: потенциальный и реальный:
1. Потенциальный конфликт интересов - наличие у лица частного интереса в сфере, в которой она выполняет свои служебные или представительские полномочия, что может повлиять на объективность или беспристрастность принятия ею решений, или на совершение или не совершение действий при выполнении указанных полномочий ( ст. 1 Закона № 1700).Например, если директор школы имеет полномочия принимать решение о премировании своей дочери, работающей в этом же заведении, это потенциальный конфликт интересов. То есть потенциальный конфликт интересов возникает, когда должностное лицо имеет служебные полномочия, связанные с совершением/несовершением действий, принятием решений относительно близкого лица.
2. Реальный конфликт интересов - противоречие между частным интересом лица и его служебными или представительскими полномочиями, влияющее на объективность или беспристрастность принятия решений, или на совершение или не совершение действий при исполнении указанных полномочий (ст. 1 Закона № 1700). Например, если ректор реализует служебные полномочия относительно близкого лица — это реальный конфликт интересов. То есть если директор заведения примет решение (выдаст приказ) о премировании своей дочери, то это реальный конфликт интересов. И тогда подобные действия руководителя – это правонарушение.
Аналогично, если директор выдаст приказ о премировании себя без согласования с высшим органом управления, он нарушит требования Закона № 1700. Такая ситуация – также реальный конфликт интересов.
Заключение юриста: Конфликт интересов будет всегда возникать в ситуации, когда лицо находится в организационной или правовой зависимости от близкого лица, когда лицо имеет полномочия решать (участвовать в решении) вопрос принятия на работу, увольнения с работы, применения поощрений, дисциплинарных взысканий, предоставления указаний , поручений и т.п., контроля за их исполнением по отношению к близкому лицу.Алгоритм действий работника в связи с установлением наличия в его работе конфликта интересов (анализ ситуации юристом:)
1. Убедиться в том, что у него действительно имеющийся конфликт интересов
Для этого нужно обратиться в НАПК за получением разъяснения.
В случае получения разъяснения об отсутствии конфликта интересов работник освобождается от ответственности, если в действиях, в отношении которых работник обращался за разъяснением, позже будет обнаружен конфликт интересов.
В случае если НАПК подтвердит наличие конфликта интересов работник действует в соответствии с требованиями, предусмотренными в разделе V Закона № 1700.
2. Сообщить своему руководителю о том, что есть реальный или потенциальный конфликт интересов до конца следующего рабочего дня с момента, когда вы узнали о конфликте.
Обязанности в связи с наличием конфликта интересов
Для предотвращения и урегулирования конфликта интересов лица, в чьем подчинении есть работники с конфликтом интересов, обязаны предпринимать 4 основных действия:
1. Принимать меры по недопущению возникновения реального и потенциального конфликта интересов.
2. Уведомлять о наличии реального или потенциального конфликта интересов.
3. Не совершать действий и принимать решений в условиях реального конфликта интересов.
4. Принимать меры по урегулированию реального или потенциального конфликта интересов.
Меры внешнего урегулирования конфликта интересов:
1) отстранение лица от выполнения задачи, совершение действий, принятие решения или участия в его принятии в условиях реального или потенциального конфликта интересов;
2) ограничение доступа лица к определенной информации;
3) пересмотр размера служебных возможностей лица;
4) применение внешнего контроля за выполнением лицом соответствующей задачи, совершением им определенных действий или принятием решений;
5) перевод лица на другую должность;
6) увольнение личности.
Любая мера урегулирования конфликта интересов применяется исключительно к лицу, у которого возникает конфликт интересов. Такие меры не могут применяться к другим лицам, совместная работа с которыми обуславливает возникновение конфликта интересов, то есть подчиненных лиц.
Действующим законодательством, регулирующим отношения в сфере предотвращения коррупции, не предусмотрены соответствующие исключения по применению мер урегулирования конфликта интересов, касающихся всех работников образования и науки.
МОН в своем письме от 07.10.2016 № 1/11-13074 во исполнение Закона № 1700 и с целью предотвращения коррупционных проявлений в учебных заведениях рекомендует воздержаться от действий или принятия решений, приводящих к возникновению конфликта интересов, а в случае его возникновения - употреблять определены Законом меры самостоятельного и внешнего урегулирования конфликта интересов.
За нарушение требований по предотвращению и урегулированию конфликта интересов и других ограничений по предотвращению коррупции лицо может быть привлечено, в частности, к административной и дисциплинарной ответственности.Статьей 1727 Кодекса Украины об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несообщение лицом в установленных законом случаях и порядке о наличии у нее реального конфликта интересов, что влечет наложение штрафа от ста до двухсот не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
Совершение действий или принятие решений в условиях реального конфликта интересов - влекут наложение штрафа от двухсот до четырехсот не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.