Подробнее
Галина Третьякова и Марьяна Безуглая отмечают, что на сегодня МСЭК как звено в реабили-тационном маршруте является лишним и таким, что не приводит к достижению целей реабили-тации.
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA
Обязанность лица проходить медицинский осмотр в МСЭК предлагают исключить и предусмотреть право лица определять форму своего участия в заседании МСЭК - лично или онлайн.
МСЭК будет вносить в электронную систему здравоохранения (ЕСОЗ) информацию о совер-шеннолетних лицах, прошедших медико-социальную экспертизу, а именно: сведения акта осмотра и протокола заседания комиссии, решение комиссии, а также индивидуальную программу реабилитации.
Соответствующие точечные изменения относительно процедуры установления инвалидности и цифровизации прохождения МСЭК подготовили народные депутаты.
Так, в Верховной Раде недавно зарегистрировали законопроект 11225 о внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования процедур проведения медико-социальной экспертизы (МСЭК). Инициаторами проекта выступают Галина Третьякова, Марьяна Безуглая и другие.
Законопроект касается отдельных процедур прохождения медико-социальной экспертизы, в частности предлагается исключить обязанность лица проходить медицинский осмотр в МСЭК, и предусмотреть право лица определять форму своего участия в заседании МСЭК (лично или онлайн).
Предложенные изменения, по мнению авторов, "разблокируют" возможности цифровизации маршрута пациента (как гражданского, так и военного), снимут финансовое, временное и физическое бремя с пациентов, которые должны тратить здоровье, деньги и время на дорогу (добраться до места заседания МСЭК и вернуться домой или в место дислокации воинской части), ожидание в очередях.
Также изменения в Закон "О реабилитации лиц с инвалидностью в Украине" предусматривают обязанность МСЭК взаимодействовать с междисциплинарной реабилитационной командой (МДРК), своевременно принимать решение о подтверждении стойкого ограничения жизнеде-ятельности и установления статуса "лицо с инвалидностью" или "ребенок с инвалидностью"; вносить в централизованный банк данных по проблемам инвалидности (ЦБИ) и в электронную систему здравоохранения (ЕСОЗ) информацию о совершеннолетних лицах, прошедших медико-социальную экспертизу.
Также после принятия закона должны быть внесены изменения в нормативно-правовые акты Кабинета Министров, приказы Минздрава и Минобороны, которые обеспечат реализацию механизма:
- не лицо, а документы лица направляются для прохождения медико-социальной экспертизы в МСЭК;
- доступ врачей МСЭК уровня "семейный врач" в ЕСОЗ;
- взаимодействие врачей учреждений здравоохранения, МГРК, ВВК, МСЭК через электронную медицинскую карту пациента.
"Внедрение предложенных законопроектом изменений согласуется с мерами, которые прини-маются правительством для упрощения доступа гражданских и военных пациентов ко всем составляющим системы реабилитации (электронные очереди на ВВК, подача через Дию доку-ментов для получения инвалидности и т.д.)" - отмечают авторы.
По словам народных депутатов, с принятием Закона "О реабилитации в сфере здравоохранения" от 3 декабря 2020 года №1053-IX "обострилась проблема параллельного существования двух систем реабилитации - "устаревшей" системы МСЭК (недоказуемая, опирается на медицинский подход, группу инвалидности и предоставление санаторно-курортного лечения), и реабилитации в сфере здравоохранения (доказательная, опирается на современный, холистический подход)".
"На сегодня МСЭК как звено в реабилитационном маршруте является лишним и таким, что не приводит к достижению целей реабилитации - восстановление здоровья до максимального воз
можного уровня. Это устаревшая, коррупционная и забюрократизированная система, которая соединила в себе чрезмерные полномочия, что ставит пациента в беззащитное положение и подрывает доверие к системе здравоохранения. Так, МСЭК сочетает и медицинские функции и социальные (определение потребностей в социальных услугах). Проблемы в работе МСЭК отмечают как гражданские, так и военные пациенты", - указывают инициаторы законопроекта.
Со ссылкой на мнение правозащитных организаций народные депутаты указывают, что МСЭК нецелесообразны, реально во время заседания МСЭК осмотр пациентов не проводится за неиме-нием времени и специалистов соответствующей специализации;
МСЭК и не должен проводить осмотр пациентов, поскольку по Закону "О реабилитации лиц с инвалидностью в Украине" это пол-номочия междисциплинарной реабилитационной команды (МДРК); для установления группы инвалидности достаточно документов, подготовленных врачом (учреждением здравоохранения) и МГРК (даже при отсутствии МГРК врачи МСЭК все равно не могут предоставить надлежащую оценку состояния потери функциональности); прохождение МСЭК является травмирующей для пациентов практикой.
Кроме того, по их словам, деятельность МСЭК имеет распространенные коррупциогенные фак-торы, среди которых отсутствие электронного документооборота и прозрачности работы МСЭК;
отсутствие в законодательстве четких сроков (начала и окончания предельного срока) для принятия решения;
отсутствие в законодательстве четких критериев или нозологий, по которым определяется срок установления инвалидности; отсутствие унифицированных требований к оформлению и обоснованию решений МСЭК, что затрудняет их обжалование.
"Так называемая "большая реформа" системы реабилитации затягивается во времени.
Поэтому, есть насущная необходимость в точечных изменениях процедуры проведения медико-социальной экспертизы, для улучшения уже сегодня для гражданских и военных пациентов процедур установления степени стойкого ограничения жизнедеятельности, группы инвалидности, и выполнения стратегии компенсации на основе индивидуального реабилитационного плана", - считают инициаторы законопроекта.
Таким образом, мы видим о том, что принятые изменения в действующий закон приняты с учетом изменений к требованиям времени и введенного военного положения в Украине, а также того факта, что был проведен Правовой анализ ситуации, анализ документов и проведена проверка документов юристом и юридическое заключение.