Подробнее
мовою окупанта не спілкуюсь
Механизмы обжалования постановлений военно-врачебных комиссий
Военно-врачебная экспертиза играет ключевую роль в обеспечении обороноспособности государства и гарантировании прав военнослужащих и призывников на надлежащую защиту их здоровья. Постановления, принятые военно-врачебными комиссиями (ВЛК), являются определяющими для установления пригодности к военной службе, причинной связи заболеваний, травм или увечий, а также необходимости применения медико-социальной реабилитации и помощи. Однако, как и в любой сфере человеческой деятельности, возможны ошибки или неточности при проведении медицинского осмотра или принятии решения ВЛК. Именно поэтому законодательством предусмотрены механизмы обжалования постановлений ВЛК как в досудебном, так и судебном порядке, что является важной гарантией защиты прав граждан.
Возможно Вам будет интересно прочитать статьи на следующие темы: взыскание долга с зарплаты взыскание зарплаты через суд взыскание задолженности по зарплате взыскание заработной платы взыскание заработной платы в судебном порядке
Военно-врачебная экспертиза: правовые основы деятельности
В соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе в Вооруженных Силах Украины, утвержденным приказом Министерства обороны Украины от 14 августа 2008 года № 402 (далее — Положение № 402), военно-врачебная экспертиза проводится с целью определения пригодности по состоянию здоровья к военной службе призывников, военнослужащих и военнообязанных, установление причинной связи заболеваний, травм (ранений, контузий, увечий) и необходимости и условия применения медико-социальной реабилитации и помощи военнослужащим.
Для проведения военно-врачебной экспертизы создаются штатные и внештатные (постоянно и временно действующие) военно-врачебные комиссии (ВЛК), принимающие соответствующие постановления.Постановления ВЛК обязательны к исполнению. Центральная военно-врачебная комиссия (ЦВЛК) является руководящим органом по военно-врачебной экспертизе в Вооруженных Силах Украины и осуществляет руководство ВЛК регионов.
Досудебный порядок обжалования постановлений ВЛК
Законодательством предусмотрена возможность обжалования постановлений ВЛК в досудебном порядке. В частности, согласно абзацу 3 пункта 2.12 Положения № 402, по спорным вопросам, связанным с несогласием призывника с выводами врачей, вопросам контроля за объективностью выводов врачей, по решению штатной ВЛК призывник может быть направлен на контрольное обследование в военное лечебное учреждение .
Досудебный порядок обжалования предусматривает пересмотр постановления ВЛК высшей инстанцией по принципу инстанционности:
1. Постановления ВЛК районного (городского) территориального центра комплектования и социальной поддержки можно обжаловать в ВЛК области или г. Киев. 2. Пересмотр постановлений подчиненных ВЛК (ВЛК областей) вправе осуществлять ВЛК регионов.
3. Постановления любых ВЛК имеет право пересматривать Центральная ВЛК, являющаяся руководящим органом.
По результатам рассмотрения заявления высшая инстанция ВЛК может принять решение о проведении повторного или контрольного медицинского осмотра с целью окончательного решения вопроса о пригодности к военной службе.
Для обжалования постановления ВЛК в досудебном порядке необходимо подготовить заявление о пересмотре такого постановления и добавить все необходимые документы, выданные военно-врачебной комиссией. В заявлении важно четко изложить основания для обжалования, например незамеченную болезнь, ошибку ВЛК в установлении причинной связи заболевания и т.д.
Судебный порядок обжалования постановлений ВЛК
Кроме досудебного порядка постановления ВЛК могут быть обжалованы и в судебном порядке в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Украины (далее — КАСУ). Обжалование решений ВЛК в суде осуществляется в порядке административного судопроизводства, поскольку ВЛК является органами военного управления, выполняющими властные управленческие функции.
Сроки обжалования регулируются статьей 122 КАСУ:
1. Три месяца со дня вручения соответствующего решения по результатам рассмотрения заявления об обжаловании постановления, то есть в случае предварительного применения досудебного порядка. Этот срок начинает свое течение со дня вручения решения высшей инстанции ВЛК по результатам рассмотрения заявления о пересмотре постановления.
2.Шесть месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, свобод или интересов, то есть со дня вынесения соответствующего постановления ВЛК.
Размер судебного сбора за подачу заявления в суд физическим лицом составляет 0,4 размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц. В 2024 году это составляет 1211,20 грн.
Требования к искового заявления и необходимые приложения подаются с учетом требований статей 160 и 161 КАСУ. В частности, исковое заявление должно содержать:
• наименование административного суда, в который подается заявление;
• полное наименование сторон и их местонахождение (место жительства);
• содержание оспариваемого решения (постановления ВЛК);
• изложение обстоятельств, на которых основываются требования;
• требования истца и обоснование;
• перечень документов, прилагаемых к заявлению.
К заявлению должны быть добавлены копии обжалуемого постановления ВЛК и документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основываются требования (например, медицинские заключения, справки и т.п.). Судебная практика
Верховный Суд в своей практике выработал ряд важных позиций по обжалованию постановлений военно-врачебных комиссий. В частности, в постановлении от 12 июня 2020 года по делу № 810/5009/18 Верховный Суд высказал следующие ключевые положения:
1. Судебный контроль над решениями ВЛК осуществляется внутри компетенции административных судов. Суд не может подменять собой ВЛК и самостоятельно определять степень пригодности к военной службе, однако вправе оценить полноту и объективность проведенного медицинского осмотра и установление причинной связи заболевания.
2. Суд обязан проверить соблюдение процедуры проведения медицинского осмотра и принятия решения ВЛК, а также проанализировать наличие всех необходимых документов, на основании которых принималось решение.
3. В случае установления судом недостатков в процедуре проведения медицинского осмотра или принятия решения ВЛК, постановление ВЛК может быть признано незаконным и отменено с обязательством провести повторное медицинское освидетельствование.
4. Суд не имеет права самостоятельно устанавливать причинную связь болезни с прохождением военной службы или определять степень утраты трудоспособности. Это относится к компетенции ВЛК.
Необходимо подчеркнуть, что и судебная практика по обжалованию постановлений ВЛК достаточно противоречива.
Например, полезным для выяснения правовых подходов к обжалованию решений ВЛК анализ двух судебных решений по делам № 420/5300/23 и № 480/6410/23.По делу № 420/5300/23 Одесский окружной административный суд отказал в удовлетворении иска о признании противоправным и отмене решения военно-врачебной комиссии Военно-медицинского клинического центра Южного региона, которым истец признан годным к военной службе. Суд обосновал свою позицию следующими ключевыми мотивами:
1. Решение гарнизонной ВЛК, выдавшей истцу справку о годности, принято надлежащей компетентной комиссией в установленном законом порядке в соответствии с требованиями Положения № 402. У суда отсутствуют основания подвергать сомнению законность создания и деятельности этой ВЛК.
2. Суд не обладает специальными медицинскими знаниями, необходимыми для оценки выводам ВЛК о состоянии здоровья истца и его пригодность к военной службе, поскольку это чисто медицинским вопросом. Решение таких вопросов относится к дискреционным полномочиям профессиональных военно-врачебных комиссий и специализированных экспертных медицинских учреждений.
3. Закон предусматривает возможность обжалования решения ВЛК к ВЛК высшего уровня или непосредственно в Центральную военно-врачебную комиссию. Именно эти органы военно-врачебной экспертизы наделены полномочиями пересматривать выводы предыдущих ВЛК по существу с учетом дополнительных данных и результатов медицинских обследований истца. По делу № 480/6410/23 Сумской окружной административный суд удовлетворил иск и признал противоправным и отменил постановление Военно-врачебной комиссии при Сумском городском территориальном центре комплектования и социальной поддержки о признании истца непригодным к военной службе. Суд обосновал свое решение следующими соображениями:
1) Во время проведения медицинского осмотра истца членами ВЛК не была соблюдена установленная Положением № 402 процедура. В частности, в медицинской карточке истца отсутствуют результаты обязательных исследований - рентгенологического, анализов крови и мочи, электрокардиограммы и т.д., что свидетельствует о неполном медосмотре и нарушении требований законодательства.
2) Спорное решение ВЛК о непригодности истца к военной службе принято необоснованно, без учета всех имеющихся материалов дела и обстоятельств. Оно является непропорциональным возможному ограничению прав личности и не обеспечивающим надлежащего баланса частных и публичных интересов. Ответчик (ВЛК) не доказал правомерность своего решения.
3) Хотя вопрос определения пригодности к военной службе дискреционным полномочием ВЛК, однако поскольку обжалуемое решение принято с нарушением установленной законом процедуры, оно подлежит отмене судом.
4) Суд подчеркнул, что нет компетенции для оценки правильности медицинских выводов ВЛК относительно диагноза и степени пригодности лица к военной службе. Однако суд уполномочен проверять законность самого решения ВЛК по части соблюдения установленной процедуры его принятия.Выводы
Обстоятельный анализ приведенных судебных решений позволяет сформулировать следующие ключевые выводы и рекомендации по процедуре легитимного обжалования решений военно-врачебных комиссий:
1. Лицо, несогласное с выводами ВЛК о его годности или непригодности к военной службе, имеет право обжаловать это решение в ВЛК регионального уровня или непосредственно в Центральную военно-врачебную комиссию при Министерстве обороны Украины. Именно эти органы военно-врачебной экспертизы уполномочены пересматривать решения предыдущих ВЛК по существу с учетом всех имеющихся медицинских данных и результатов дополнительных обследований.
2. Обращение в административный суд с иском об отмене решения ВЛК возможно и целесообразно после использования установленных законодательством административных процедур обжалования этих решений. Судебная инстанция не будет прибегать к переоценке медицинских выводов ВЛК о состоянии здоровья лица и его пригодности к военной службе, поскольку это выходит за рамки надлежащего предмета судебного разбирательства. Впрочем, суд уполномочен проверять законность процедуры принятия обжалуемого решения ВЛК.
3. В исковом заявлении в административный суд истцу необходимо обосновать наличие конкретных процедурных нарушений, допущенных ВЛК при принятии обжалуемого решения. В частности, следует ссылаться на факты неполного медицинского обследования, невыполнение ВЛК требований об обязательном проведении определенных анализов, исследований и обследований в соответствии с Положением № 402, игнорирование ВЛК документов по истории болезни истца или выводов других медицинских учреждений и т.д.Для эффективного обжалования постановления ВЛК важно тщательно изучить медицинскую документацию, собрать доказательства, четко аргументировать основания для обжалования, соблюсти установленные сроки и должным образом оформить заявление или исковое заявление. В случае необходимости следует обращаться за квалифицированной правовой помощью к юристам или правозащитным организациям.