Подробнее
Оформление права на отсрочки от призыва на военную службу осуществляется уполномоченным органом - ТЦК и СП и должно быть реализовано путем активных действий.
Право на отсрочку от призыва на военную службу должно быть реализовано военнообязанным путем совершения им активных действий и оформления его соответствующим образом упол
номоченным органом, в частности, районным территориальным центром комплектования и социальной поддержки. При этом реализация такого права может быть осуществлена только до момента приобретения им статуса военнослужащего.
Вышеупомянутая позиция указана Верховным Судом, который 11 апреля 2024 года рассмотрел кассационную жалобу студента на постановление Второго апелляционного административного суда от 28 сентября 2023 года по делу №520/7954/22 по его иску к воинской части Министерства обороны Украины о признании противоправным и отмене приказа.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ДЕЛА
Истец является студентом Харьковского национального университета строительства и архитектуры.
Решением районной призывной комиссии, истцу предоставлена отсрочка в связи с обучением и указано, что на военную службу по призыву по мобилизации он не призывался.
В марте 2022 года истец обратился в представительство территориальной обороны города Харькова с целью прохождения добровольческих учений с последующей возможностью доб-ровольного заключения контракта на прохождение службы. По окончании подготовки истец получил удостоверение о приписке с отметкой о призыве истца на военную службу.
Согласно приказу командира воинской части, истец был зачислен в списки личного состава воинской части.
Истец указал, что не предоставлял добровольного согласия на его мобилизацию командиром воинской части, поскольку он является призывником, а не военнообязанным, призыв его на военную службу по мобилизации командиром воинской части, был осуществлен с нарушением.
Решением суда первой инстанции иск удовлетворен.
Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и принял новое, которым в удовлетворении иска отказал.
Суд исходил из того, что на истца, как на призывника, возложена обязанность сообщать соот-ветствующий орган, где он состоит на воинском учете, в частности, о его образовании. Вместе с тем, материалы дела не содержат никаких доказательств того, что во время проведения мобили-зационных процедур, истцом в воинскую часть предоставлялись какие-либо документы в подт-верждение того, что он является студентом и имеет право на отсрочку от призыва.
Кроме того, суд учел, что доказательств принудительного призыва истца на военную службу материлы дела не содержат, истец добровольно прибыл в одно из мест дислокации тер-риториальной обороны г. Харькова, где прошел обучение.
ПОЗИЦИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА УКРАИНЫ
Верховный Суд кассационную жалобу удовлетворил частично, отменил обжалуемое судебное решение суда апелляционной инстанции, решение суда первой инстанции изменил в части мотивов.
Истец, как студент, имел право на отсрочку от призыва на срочную военную службу, согласно ч. 8 статьи 17 Закона от 25 марта 1992 года №2232-XII "О воинской обязанности и военной службе".
Оценивая доводы жалобщика о том, что истец в соответствии со статьей 23 Закона от 21.10.1993 №3543-XII "О мобилизационной подготовке и мобилизации" не подлежал призыву на военную службу по мобилизации, поскольку он был соискателем профессионального высшего образования, Верховный Суд отметил, что это обстоятельство не равно освобождению его от обязанности про-хождения военной службы, а предоставляет лишь право на отсрочку от призыва на военную службу.
Наличие такой отсрочки не освобождает истца от выполнения воинской обязанности в части таких составляющих как вот приписка к призывным участкам; соблюдение правил воинского учета, как и от вероятности быть привлеченным к выполнению работ, которые имеют оборонный характер в особый период во время правового режима военного положения.
С учетом изложенного, истец не может быть призванным по мобилизации, в силу имеющегося правового статуса соискателя профессионального высшего образования.
В то же время, право на отсрочку от призыва на военную службу должно быть реализовано воен-нообязанным путем совершения им активных действий и оформления его соответствующим образом уполномоченным органом (в частности, районным территориальным центром комп-лектования и социальной поддержки).
При этом реализация такого права может быть осуществлена только до момента приобретения им статуса военнослужащего.
С целью ведения районными ТЦК специального учета призывников, военнообязанных, резер-вистов, имеющих право на отсрочку от призыва на срочную военную службу, военную службу во время мобилизации, особого периода на последних возложена обязанность по своевременному уведомлению органа, в котором они находятся на воинском учете, об изменении их семейного положения, состояния здоровья, адреса места жительства (пребывания), образования, места работы и должности.
Итак, право на отсрочку от призыва на срочную военную службу, военную службу по мобилизации, особого периода, корреспондирует с обязанностью призывников, военнообязанных, резервистов соблюдать правила воинского учета, в частности относительно своевременного уведомления органа об изменении уровня образования.
Итак, право на отсрочку от призыва на срочную военную службу, военную службу по мобилизации, особого периода, корреспондирует с обязанностью призывников, военнообязанных, резервистов соблюдать правила воинского учета, в частности относительно своевременного уведомления органа об изменении уровня образования.
Анализ положений ч. 5 статьи 22 Закона №3543-XII дает основания для вывода о полномочиях и возможности призыва командиром воинской части на военную службу по мобилизации только военнообязанных, а в отношении призывников такими полномочиями наделены исключительно ТЦК. Действующее законодательство не дает право командиру воинской части действовать вопреки нормам Закона №3543-XII и Закона №2232-XII, а именно: призывать призывников на вое-нную службу не в добровольном порядке (по контракту), а по мобилизации.
Следовательно, зачисление истца в списки воинской части, могло иметь место только в случае заключения истцом контракта на прохождение военной службы в добровольном порядке, что в свою очередь совершено не было. Материалы дела не содержат доказательств того, что с истцом был заключен контракт на прохождение военной службы, то есть в добровольном порядке.
Таким образом, мы видим о том, что принятые изменения в действующий закон приняты с учетом изменений к требованиям времени и введенного военного положения в Украине, а также того факта, что был проведен Правовой анализ ситуации, осуществлен Судебный процесс, проведены юридические услуги онлайн и проведена юрист консультация и также учтен совет юриста.