Подробнее
мовою окупанта не спілкуюсь
Об установлении ограничений на работу по совместительству во время действия военного положения
Согласно статье 43 Конституции Украины, каждый имеет право на труд, включающий возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается.
Работники реализуют право на труд путем заключения трудового договора о работе на предприятии, в учреждении, организации или с физическим лицом – статья 2 Кодекса Законов о труде (далее – КЗоТ).
Возможно Вам будет интересно прочитать статьи на следующие темы: взыскание долга с зарплаты взыскание зарплаты через суд взыскание задолженности по зарплате взыскание заработной платы взыскание заработной платы в судебном порядке
Трудовым договором является соглашение между работником и работодателем (работодателем – физическим лицом), по которому работник обязуется выполнять работу, определенную этим соглашением, а работодатель (работодатель – физическое лицо) обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, необходимые для выполнение работы, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.
Работник имеет право реализовать свои способности к производительному и творческому труду путем заключения трудового договора на одном или одновременно на нескольких предприятиях, в учреждениях, организациях, если иное не предусмотрено законодательством, коллективным договором или соглашением сторон. (ст. 21 КЗоТ).
Согласно статье 19 Закона Украины от 24 марта 1995 г. № 108/95-ВР «Об оплате труда», статьи 102-1 КЗоТ, совместительством считается выполнение работником, кроме основной, другой оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время на том же или другом предприятии, в учреждении, организации или у работодателя – физического лица. утверждение Положения об условиях работы по совместительству работников государственных предприятий, учреждений и организаций.
Указанным выше нормативными актами, в частности, устанавливались ограничения по продолжительности работы по совместительству – не более четырех часов в день и полного рабочего дня в выходной день. Длительность работы по совместительству в течение месяца не должна была превышать половины месячной нормы рабочего времени.
Таким образом, ограничения по продолжительности рабочего времени на работе по совместительству работников государственных предприятий, учреждений, организаций отменены.
Закон Украины от 14 октября 2014 г. № 1700-VII «О предотвращении коррупции» (далее — Закон № 1700) обязывает применять ограничения по работе по совместительству к отдельным категориям работников и определяет условия, когда такие ограничения применяются. Чтобы такие ограничения в условиях военного положения были адекватными и одинаковыми для всех, НАДС даны разъяснения в Методических рекомендациях (далее – Разъяснения). С 03 августа 2022 г. вступил в силу Закон*, которым внесены изменения в Закон № 1700 и который, среди прочего, устанавливает особенности применения ограничений по совместительству и совмещению с другими видами деятельности в период действия военного положения.
* Закон Украины от 8 июля 2022 года № 2381-ІХ «О внесении изменений в Закон Украины «О предотвращении коррупции» об особенностях применения законодательства в сфере предотвращения коррупции в условиях военного положения» (далее — Закон № 2381).В частности, Закон № 2381 дополнен новым пунктом 28 раздела XIII «Заключительные положения» Закона № 1700, в котором определено, на кого из должностных лиц на период действия военного положения не распространяется ограничение по совместительству и совмещению с другими видами деятельности (лица, уполномоченные на выполнение функций) государства или местного самоуправления), установленное пунктом 1 части первой статьи 25 Закона № 1700, и при каких условиях.
Следовательно, особенности применения ограничений в период действия военного положения относятся только к отдельным категориям лиц при одновременном соблюдении следующих условий:
• запрет на работу по совместительству и/или заниматься предпринимательством не распространяется только на государственных служащих категорий «Б» и «В» и должностных лиц местного самоуправления, должности которых отнесены к четвертой – седьмой категориям (п.п. 4.1 п. 4 Разъяснений );
• указанные лица находятся в отпуске без сохранения заработной платы или простой (п.п. 4.3 п. 4 Разъяснений);
• разрешается получать доход только от юридических лиц частного права или физических лиц – предпринимателей, в отношении которых соответствующие государственные служащие и должностные лица местного самоуправления в течение последнего года не осуществляли Относительно ограничений на работу по совместительству, следует особо отметить, что из статьи 102-1 КЗоТ исключена норма, что условия работы по совместительству работников государственных предприятий, организаций определяет Кабинет Министров Украины. В свою очередь, Кабинет Министров Украины постановлением от 22 ноября 2022 года № 1306 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Кабинета Министров Украины по вопросам работы по совместительству работников государственных предприятий, учреждений и организаций» признал утратившими силу:
• постановление Кабинета Министров Украины от 3 апреля 1993 г. № 245 «О работе по совместительству работников государственных предприятий, учреждений и организаций»;
• постановление Кабинета Министров Украины от 4 марта 2015 г. № 81 "О работе по совместительству работников государственных предприятий, учреждений и организаций, которые перемещаются из районов проведения антитеррористической операции";
• приказ Министерства труда Украины, Министерства юстиции Украины, Министерства финансов Украины от 28 июня 1993 г. № 43 «О полномочия по контролю, надзору или подготовке или принятию соответствующих решений по деятельности этих юридических лиц или физических лиц – предпринимателей (п.п. 4.4 п. 4 разъяснений);
Читайте также: О возобновлении оплаты листков нетрудоспособности лицам, работающим по совместительству
• занятие другой оплачиваемой или предпринимательской деятельностью следует прекратить в течение 15 рабочих дней со дня прекращения простоя или окончания отпуска (п.п. 4.5 п. 4 разъяснений).
Законодательство разрешает (ч. 2 ст. 21 КЗоТ) установить коллективным договором или трудовым договором, отдельные ограничения для работы по совместительству. Установление таких ограничений может быть обоснованным в случаях, когда работа по совместительству не может быть сопряжена с работой по основному месту работы, ведет к чрезмерной перегрузке и переутомлению работника, при выполнении тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда и с учетом других условий.
Пример
Водитель транспортных средств, работающий по основному месту работы при суммированном учете рабочего времени 10 часов, принял решение работать водителем на другом предприятии в ночную смену. Очевидно, что такое желание работника заработать больше представляет угрозу не только для его собственного здоровья, но и может создавать опасность для окружающих.
Следовательно, принимая решение о заключении трудового договора о работе по совместительству, сторонам трудового договора следует подробно обсудить и определить все его условия, объективно оценить реальные возможности работника выполнять такую работу без риска создания угрозы безопасности и здоровью на рабочем месте, а также причинение вреда здоровью самого работника или интересам производства.