Подробнее
мовою окупанта не спілкуюсь
Актуальные вопросы учета ВПЛ в центре занятости во время военного положения
Вопросы оформления на учет в центре занятости не теряют своей актуальности, тем более в период действия военного положения, когда люди часто под влиянием обстоятельств теряют работу и средства к существованию. Особенно это касается лиц, вынужденных изменить свое место жительства и приобрести статус внутренне перемещенного лица (далее — ВПЛ). К сожалению, довольно часто у таких лиц нет возможности взять с собой все документы. Или в процессе переезда они теряются и тогда может возникнуть вопрос, как же действовать в их ситуации, смогут ли они зарегистрироваться как безработные и получать пособие? Предусмотрены ли для таких перемещенных лиц какие-либо дополнительные меры, имеющие целью помощь или упрощение процедуры трудоустройства для них?
Самые проблемные ситуации, с которыми могут сталкиваться ВПЛ
Лицо имеет статус ВПЛ, выехало из зоны ведения боевых действий и не имеет на руках всех документов, например, нет трудовой книжки, можно ли стать на учет в центре занятости?
По общему правилу, когда лицо подает заявление на получение статуса безработного, то ему нужно подать целый пакет документов. Эти вопросы регулируются постановлением Кабинета Министров Украины от 30 марта 2023 г. № 446 «Об утверждении Порядка регистрации, перерегистрации зарегистрированных безработных и ведении учета лиц, ищущих работу» (далее — Постановление).
ВПЛ, не имеющие всех документов, которые необходимо подать при обычной процедуре взятия на учет в соответствии с пунктами 18-20 Постановления, получают статус безработного без требований, применяемых при обычной процедуре.Это означает, что в случае отсутствия тех или иных документов центр занятости получает сведения о периодах страхового стажа, трудовой деятельности, заработной платы (дохода, денежного довольствия) в соответствующих реестрах:
• Государственном реестре физических лиц-налогоплательщиков;
• Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований;
• Реестр страхователей и реестр застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования;
• Единой информационной системе МВД;
• Единой информационной базе данных о внутренне перемещенных лицах;
• Единой государственной электронной базе по вопросам образования;
• налоговой отчетности за последний отчетный период или за IV квартал 2021 года или годовой отчетности за 2021 год.
Имеет ли такое лицо со статусом ВПЛ право на пособие по безработице, если им не представлены все необходимые документы по их потере или по другим причинам?
Так, пособие по безработице назначается с первого дня после дня предоставления статуса безработного. Продолжительность выплаты пособия по безработице не может превышать 90 календарных дней.
До получения документов и сведений о периодах трудовой деятельности, заработной плате (доходе), страховом стаже пособие по безработице таким лицам назначается в минимальном размере, что составляет 2500 грн (в соответствии с постановлением Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы от 14 сентября 2023 года № 60 «О минимальном размере пособия по безработице»)
Что делать человеку, если центр занятости отказывает в постановке на учет?
Решение о предоставлении статуса зарегистрированного безработного или отказе в предоставлении такого статуса принимается центром занятости в день представления лично лицом, ищущим работу. С таким решением лицо знакомится при посещении центра занятости, о чем ставит подпись в соответствующем приложении к персональной карточке.
Если лицо обращалось относительно получения статуса безработного онлайн, то информирование лица о принятом решении осуществляется центром занятости путем отправки сообщения средствами Портала Действие, а в случае технической возможности средствами официального вебсайта Государственного центра занятости в течение двух календарных дней.
Также Постановлением предусмотрено, что в случае принятия центром занятости решения об отказе в предоставлении статуса зарегистрированного безработного лицо может повторно подать заявление о предоставлении указанного статуса не ранее чем через семь календарных дней со дня принятия такого решения.Кроме того, лицо имеет право подать письменное обращение на имя руководителя центра занятости с целью получения ответа со ссылкой на действующее законодательство о причине отказа в постановке на учет. Согласно положениям ЗУ «Об обращениях граждан» обращения рассматриваются и разрешаются в срок не более одного месяца со дня их поступления
возможно Вам будет интересно прочитать статьи на следующие темы: взыскание долга с зарплаты взыскание зарплаты через суд взыскание задолженности по зарплате взыскание заработной платы взыскание заработной платы в судебном порядке
Решение центра занятости об отказе в предоставлении статуса зарегистрированного безработного может быть обжаловано в установленном законодательством порядке
Согласно положениям пунктов 1, 2 статьи 122 Кодекса административного судопроизводства Украины, иск может быть подан в пределах срока обращения в административный суд. Для обращения в административный суд за защитой прав, свобод и интересов лица устанавливается шестимесячный срок, который, если не установлено иное, исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать нарушения своих прав, свобод или интересов.
ПРИМЕР
В решении Донецкого окружного административного суда от 28 февраля 2023 года по делу № 200/5254/22 указано: «ответчиком не исследовался вопрос о наличия оснований для предоставления истцу статуса безработного, а также не принятие соответствующего решения об отказе, суд приходит к выводу, что ответчиком не совершено соответствующих действий, определенных действующим законодательством, а следовательно, допущено противоправное бездействие при рассмотрении заявления истца».
Поэтому если вы считаете, что отказ в предоставлении статуса безработного был безосновательным или права были нарушены иным образом при обращении в центр занятости, то имеете право обратиться в суд для восстановления нарушенных прав.
Имеют ли ВПЛ право на дополнительные социальные услуги в центре занятости или меры содействия занятости населения?
Согласно Постановлению, ВПЛ имеют право на первоочередное формирование резюме, размещение его на официальном вебсайте Государственного центра занятости, профориентацию, информационно-консультационные услуги и услуги по поиску работы с целью трудоустройства во время военного положения.
Кроме того, меры содействия занятости ВПЛ предусмотрены статьей 24-1 Закона Украины от 5 июля 2012 г. № 5067-VI «О занятости населения».Есть несколько видов таких мер, которые применяются к ВПЛ, которые трудоустраиваются по направлению центра занятости:
• компенсация зарегистрированному безработному фактическим транспортным расходам на переезд в другую административно-территориальную единицу места трудоустройства;
• компенсация зарегистрированному безработному расходов на прохождение предварительного медицинского и наркологического осмотра в соответствии с законодательством, если это необходимо для трудоустройства;
• компенсация расходов работодателя на оплату труда по трудоустройству на условиях срочных трудовых договоров зарегистрированных безработных;
• компенсация расходов работодателя, трудоустраивающего зарегистрированных безработных на переподготовку и повышение квалификации таких лиц.
Важно! Эти виды компенсации расходов относятся именно к трудоустройству безработных из числа внутренне перемещенных лиц.
Подробные условия и порядок каждого вида мер содействия трудоустройству ВПЛ предусмотрены постановлением Кабинета Министров Украины от 08 сентября 2015 года № 696 «Об утверждении Порядка осуществления мер содействия занятости, возврат средств, направленных на финансирование таких мер, в случае нарушения гарантий занятости для внутренне перемещенных лиц ».
Например, в случае трудоустройства зарегистрированного безработного из ВПЛ к работодателю, расположенному не по месту регистрации безработного в центре занятости и не по месту регистрации его проживания или пребывания, такому лицу единовременно компенсируются фактические транспортные расходы на переезд в другую административно-территориальную единицу места трудоустройства. .Такая компенсация выплачивается после трудоустройства лица по направлению центра занятости единовременно в размере стоимости проезда по железнодорожному (кроме вагонов купе и мягких с двухместным купе), морским, речным и автомобильным транспортом (кроме такси). Чтобы его получить, трудоустроенное лицо представляет соответствующие документы (заверенная копия трудового договора, оригиналы проездных документов) и заявление на имя руководителя центра занятости, где оно было зарегистрировано. Обратиться можно к наиболее удобному для посещения центру занятости, который в свою очередь в течение трех рабочих дней обеспечивает отправку полученных документов в адрес центра занятости, где трудоустроенное лицо было зарегистрировано как безработное, для принятия решения о выплате компенсации.
Решение о компенсации транспортных расходов принимается центром занятости, где трудоустроенное лицо было зарегистрировано как безработное, в срок, не превышающий пяти рабочих дней с даты получения документов, подтверждающих фактические расходы на переезд.
Важно! Речь идет о направлении на трудоустройство в другую административно-территориальную единицу зарегистрированному безработному только с его согласия. Также условием является отсутствие соответствующей работы и доступных видов обучения в административно-территориальной единице, где такое лицо зарегистрировано безработным.
Выводы
Следовательно, безработным среди ВПЛ нужно знать, что для постановки на учет в центре занятости в случае отсутствия или потери ими документов, они имеют право получить статус безработного без требований, применяемых при обычной процедуре. Получение необходимых данных об их трудовой деятельности будет происходить с использованием соответствующих реестров. В случае отказа в постановке на учет лицо вправе обжаловать такой отказ в порядке, предусмотренном законодательством. Также для ВПЛ предусмотрен ряд мер содействия в трудоустройстве, например, компенсация зарегистрированному безработному фактическим транспортным расходам на переезд в другую административно-территориальную единицу места трудоустройства; компенсация расходов работодателя, трудоустраивающего зарегистрированных безработных, на переподготовку и повышение квалификации таких лиц.