
Подробнее
Юрист, окончила Национальный университет «Одесская юридическая академия» с отличием. С 2017 года специализируюсь на юридическо-образовательных и общеправовых вопросах. Есть опыт нормотворчества локальных актов местных органов власти. Являюсь автором юридических статей, научных публикаций и статей в образовательной среде. Ментор в юридической клиники "Веритас". Владелец юридического блога "Educational_law_ua" в Instagram.
Вопросы лицензирования и документов разрешительного характера достаточно обсуждаемой юридической темой в условиях продолжения действия военного положения. Прежде всего, стоит сказать о том, что в Украине было принято Постановление Кабинета Министров Украины по номеру 165 от 28.04.2022 года. Данный документ регулирует вопросы реализации свобод, прав и законных интересов юридических и физических лиц. Именно им останавливалась процедура выдачи документов, имеющих разрешительный характер, в том числе и получение лицензий на осуществление определенных видов хозяйственной деятельности.
Кроме того, иное Постановление правительства по номеру 314 от 18.03.2022 года, касавшееся вопросов обеспечения деятельности видов хозяйствования во время действия военного положения, определяло, что в такой период заявитель (субъект хозяйствования), который по законодательству имел обязательство получать лицензию (к примеру в сфере образовательных услуг), имеет право лично решать: подавать документы для получения такой лицензии или подать другой документ – временную декларацию, согласно которой он сможет вести свою хозяйственную деятельность не в обязанности получения лицензии во время военного положения. Такие декларации следует подавать в уполномоченные органы лицензирования, а в некоторых случаях и в Минэкономики или органы МВД.
Такие декларации могут подавать:
юридические лица и физические лица-предприниматели, у которых истек срок действия определенных разрешительных документов еще до начала введения военного положения;
юридические лица и физические лица-предприниматели, собирающиеся заниматься сферой хозяйственной деятельности и в случае, если она предусматривает наличие таких обязательных документов (лицензий);
те субъекты предпринимательской деятельности, которые решили изменить их вид хозяйственной деятельности, обязывающей иметь разрешительные документы.
Кроме того, следует отметить, что в случае если предприниматели не хотят получать лицензии, то в таком случае они могут подать декларации в один из следующих вариантов:
бумажная декларация, которая подается через местные центры по предоставлению административных услуг, которая может быть подана по почте или лично;
электронная декларация подается с помощью Единого государственного веб-портала электронных услуг «Действие» (для физических лиц-предпринимателей).
Следует сказать, что указанная выше декларация будет иметь такой же юридический статус в ряду лицензий. Но следует заметить, что вышеупомянутым Постановлением по номеру 314 определяется также и перечень тех видов хозяйственной деятельности, которые не могут быть осуществлены с помощью декларации. В этом случае однозначно нужно получать именно лицензию.
Правовая позиция отмечает, что действующим законодательством определен срок, в течение которого потребуется все равно подавать документы на получение лицензии. Так, после отмены действия военного положения (или прекращения) в течение 3 месяцев субъекты, которые осуществляли свою деятельность на основании декларации, будут обязаны подать в уполномоченный орган документы для получения соответствующей лицензии. Если Вам нужна правовая консультация по этому поводу, или ответы на такие вопросы как: переговоры с контрагентами, подготовка договора с предпринимателями, или подписание такого документа как мировое соглашение или если кредитор нарушает Ваши права, то в таком случае юрист маркетплейса “Консультант” обязательно Вам поможет.