Подробнее
мовою окупанта не спілкуюсь
С 1 января 2023 года в Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23 сентября 1999 года №1105 - XIV (далее – Закон 1105) внесены изменения, в частности часть первая статьи 22 изложена в новой редакции, а именно прописано, что «страховая выплата в связи с временной потерей трудоспособности застрахованным лицам, работающим на условиях трудового договора (контракта), гиг-контракту, иному гражданско-правовому договору и другим основаниям, предусмотренным законом, назначается и осуществляется по основному месту работы (деятельности) ».
Следует заметить, что в случае временной нетрудоспособности работника работодатель производит как правило, кроме случаев установленных законодательством две выплаты:
- оплату первых 5 дней нетрудоспособности, выплачиваемой за счет
собственных средств;
- помощь в связи с временной нетрудоспособностью за счет
Пенсионный фонд, назначаемый начиная с шестого дня временной нетрудоспособности;
Примечание: оплата первых пяти дней временной нетрудоспособности в случаях, указанных в пп. 1 и 7 ч. 1 ст. 15 Закона №1105, осуществляется за счет средств работодателя в порядке, установленном КМУ.
Относительно оплаты первых 5 дней временной нетрудоспособности:
Порядок оплаты первых 5 дней временной нетрудоспособности, случившейся вследствие травмы, не связанной с несчастным случаем на производстве, за счет средств работодателя. Данный вопрос урегулирован постановлением КМУ №440 от 26 июня 2015 г. (Далее – Порядок №440). Согласно п.440 Порядка – оплата первых 5 дней временной нетрудоспособности осуществляется по основному месту работы застрахованного лица и по месту работы по совместительству в виде материального обеспечения, полностью или частично компенсирующего потерю заработной платы (дохода).
В соответствии с законодательством основное место работы – это место, где работник работает на основании заключенного договора и определено им как основное согласно поданному заявлению и сведениям, учитываемым в реестре застрахованных лиц Государственного реестра на его основании – п. 12, ч. 1 ст. 1 ЗУ «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование».
Основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, который сформирован в Электронном реестре листков нетрудоспособности, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Украины от 17 июня 2021 года №1234.
Информацию о сложившемся листке потери трудоспособности работника работодатель получает через свой кабинет страхователя на веб-портале электронных услуг Пенсионного фонда Украины. Информация о трудовых отношениях работника с тем или иным страхователем базируется на данных из Реестра застрахованных лиц. Ошибки, влияющие на формирование листка нетрудоспособности и основание для выплат:
На практике часто имеют место случаи, когда на дату формирования листка нетрудоспособности работодателем не было подано уведомление о принятии на работу работника, отчет ЕСВ, допущены ошибки службами персонала, в частности не рассмотрены страхователями своевременно заявления застрахованных лиц об изменении заявления об определении основного места работы, не принятые решения об увольнении работника из-за боевых действий и потерей в результате этой связи с работодателем, что в свою очередь приводит к конфликтам.