Подробнее
юрист, 23-летний опыт работы в сфере принудительного исполнения.
Условия и порядок ведения исполнительного производства определяются и регулируются Законом Украины «Об исполнительном производстве» (далее – Закон) и другими законами и нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с настоящим Законом.
Решения, которые в соответствии с настоящим Законом подлежат принудительному исполнению, установлены статьей 3 указанного Закона, а именно:
1) исполнительные письма и приказы, которые издаются судами из судебных решений, решений третейского суда, решений международного коммерческого арбитража, решений иностранных судов и других основаниях, определенных законом или международным договором Украины;
1) судебные приказы;
2) определений, постановлений судов по гражданским, хозяйственным, административным делам, делам об административных правонарушениях, уголовных производствах в случаях, предусмотренных законом;
3) исполнительных надписей нотариусов, (корым исполнительных надписей, совершенных на кредитных договорах, не удостоверенных нотариально);
4) удостоверений комиссий по трудовым спорам, которые выдаются из решений таких комиссий;
5) постановлений государственных исполнителей о взыскании исполнительного сбора, постановлений государственных исполнителей или частных исполнителей о взыскании расходов исполнительного производства, о наложении штрафа, постановлений частных исполнителей о взыскании основного вознаграждения;
6) постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законом;
7) решений других государственных органов и решений Национального банка, которые законом признаны исполнительными документами;
8) решений Европейского суда по правам человека с учетом особенностей, предусмотренных Законом Украины "Об исполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека", а также решений других международных юрисдикционных органов в случаях, предусмотренных международным договором Украины;
9) решений (постановлений) субъектов государственного финансового мониторинга (их уполномоченных должностных лиц), если их исполнение по закону возложено на органы и лиц, осуществляющих принудительное исполнение решений.
Одновременно статьей 4 Закона определены требования к исполнительным документам:
1) название и дата выдачи документа, наименование органа, фамилия, имя, отчество и должность должностного лица, его выдавшего;
2) дата принятия и номер решения, согласно которому издан документ;
3) полное наименование (для юридических лиц) или фамилию, имя и, при наличии, отчество (для физических лиц) взыскателя и должника, для юридических лиц – их местонахождение или для физических лиц – адрес места жительства или пребывания, дата рождения должника – физического лица;
4) идентификационный код юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований взыскателя и должника (для юридических лиц – при наличии);
РНОКП или серия и номер паспорта должника;
5) резолютивная часть решения, предусматривающая меры принудительного исполнения решений;
Важно! Решения, в резулятивной части которых, не предусмотрены меры принудительного характера во исполнение не принимаются.
6) дата вступления решения в законную силу (кроме решений, подлежащих немедленному исполнению);
7) срок предъявления решения к исполнению.
Также в исполнительных документах могут быть указаны другие данные, такие как телефонный номер, адрес электронной почты, дополнительные адреса сторон, реквизиты счетов и т.д.
Исполнительные документы, предъявляемые к исполнению, должны быть подписаны уполномоченным лицом и обязательно скреплены печатью с изображением Государственного герба, кроме случаев, когда орган, выдающий исполнительный документ в соответствии с законом такой печати не имеет.
Решения международных юрисдикционных органов могут быть предъявлены к исполнению на территории Украины в случаях предусмотренных международным договором Украины и соответствовать вышеуказанным требованиям.
Обращаю внимание, если решение принято в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков, а также если предстоит передать имущество, находящееся в нескольких местах, или решением предусмотрено совершение нескольких действий, в исполнительном документе указываются один должник и один взыскатель, а также определяется в какой части необходимо выполнить такое решение, или указывается, что обязанность или право взыскания солидарны. Согласно Гражданскому и Хозяйственному судопроизводству, предусмотрена выдача исполнительного листа на каждого должника, взыскателя и каждое действие отдельно.
При несоблюдении вышеуказанных норм исполнитель исполнительное производство не открывает, а возвращает буз принятия к исполнению.
Следовательно, юрист или адвокат имеет возможность провести правовой анализ ситуации в части законности открытия исполнительного производства, так как довольно часто встречаются ситуации, когда открыто исполнительное производство по документу, не подлежащему принудительному исполнению. Судебный процесс при квалифицированной помощи юристу или адвокату позволит отменить такое постановление об открытии и восстановить свое нарушенное право.
Юридический сервис «Консультант» предоставляет профессиональные юридические услуги, а также услуги юриста или адвоката на нашем сервисе можно получить онлайн.