Подробнее
Закон как инструмент регулирования цифровой сферы
Введение
В современном мире цифровые технологии переплелись со всеми сферами жизни, от личного общения до бизнеса и управления. Развитие цифрового пространства требует от государств разработки и внедрения соответствующего законодательства, обеспечивающего качество, безопасность и защиту прав пользователей и бизнеса. В этом контексте принятие Закона Украины «О цифровом контенте и цифровых услугах» играет немаловажную роль.
Имплементация европейских стандартов
16 сентября 2014 Украина ратифицировала Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом, обязывающее страну адаптировать собственное законодательство к европейским стандартам. Закон Украины «О цифровом контенте и цифровых услугах», вступивший в силу в марте 2024 года, должен стать имплементацией в украинское законодательство Директивы Европейского Парламента и Совета ЕС о некоторых аспектах, касающихся договоров о поставках цифрового контента и цифровых услуг.
Проблемы и недостатки
Однако, несмотря на то, что Закон должен стать инструментом гармонизации украинского законодательства с европейским, он содержит ряд недостатков и проблем. Во-первых, он не содержит ссылок на саму Директиву, что усложняет процесс идентификации конкретных нормативных требований. Во-вторых, не все ключевые положения Директивы были учтены в тексте Закона. Это создает определенную неоднозначность и разногласия в интерпретации правовых норм.
В каких случаях закон не применяется?
Закон касается не всех отношений, касающихся цифровой сферы, в частности, он не подлежит применению в случае:
1.Предоставление цифрового контента и/или цифровой услуги, входящих в состав товаров с цифровыми элементами или взаимосвязанных с такими товарами и предоставляемых вместе с ними по договору купли-продажи.
2. Предоставление услуг, кроме цифровых услуг, где электронная форма предоставления информации используется исполнителем исключительно как средство передачи результатов предоставления таких услуг и/или других данных потребителю.
3. Предоставление электронных коммуникационных услуг.
4. Предоставление медицинских, денежных услуг и услуг в сфере азартных игр.
5. Передача программного обеспечения или предоставление доступа к программному обеспечению на основании бесплатной публичной лицензии с открытым исходным кодом.
6. Снабжение цифрового контента неограниченному кругу лиц, кроме случаев передачи цифрового контента, являющегося частью представления или показа определенного события, средствами сигнальной трансляции.
7. Предоставление цифрового контента субъектами властных полномочий, другими распорядителями публичной информации в соответствии с Законом Украины "О доступе к публичной информации".
Следовательно, предметом регулирования Закона есть не любые отношения между исполнителем и потребителем в цифровой сфере, а исключительно отношения по предоставлению цифрового контента и/или цифровой услуги, которые не подпадают под вышеупомянутые исключения.Возможно, Вас заинтересуют следующие статьи:консультация адвокатаконсультация юриста анализ документов правовой анализ ситуации письменная консультация проверка документов юристом юристы документы помощь адвоката онлайн адвокат онлайн юридический вывод правовой вывод адвоката юрист онлайн
Взаимодействие с другими законами
Кроме того, важен анализ взаимодействия Закона с другими нормативно-правовыми актами, касающимися цифровой сферы. Некоторые положения Закона могут противоречить другим отраслевым законам, что усложняет выполнение определенных правовых обязанностей для хозяйствующих субъектов.
Вывод
Закон Украины «О цифровом контенте и цифровых услугах» является существенным инструментом регулирования цифровой сферы страны. У него есть потенциал стать фундаментом для развития инновационного и конкурентоспособного цифрового рынка. Однако для достижения этой цели необходимо учесть и решить недостатки и проблемы, выявленные в процессе применения Закона. Только так можно обеспечить стабильность, прозрачность и эффективность правовой среды цифрового развития Украины.