Подробнее
юрист, 23-летний опыт работы в сфере принудительного исполнения.
Порядок восстановления утраченных документов на земельный участок
В соответствии с положениями ст. 1 Закона Украины «Об информации» документом считается материальный носитель, содержащий информацию и основными функциями которого является ее сохранение и передача во времени и пространстве.
Государственной регистрацией права собственности на недвижимое имущество считается официальное признание и подтверждение государством фактов приобретения, изменения или прекращения вещных прав на недвижимое имущество, путем внесения соответствующих сведений в Государственный реестр прав на недвижимое имущество (ч. 1 ст. 2 Закона Украины «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений»). Именно эти записи, а не документ, является подтверждением, что гражданин имеет права на земельный участок.
Согласно положениям ч. 4 ст. 334 Гражданского кодекса Украины права на недвижимое имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают со дня такой регистрации.
Если документы были украдены, то, прежде всего, необходимо подать заявление в полицию.
Согласно положениям раздела ІІ Порядка ведения единого учета в органах (подразделениях) полиции заявлений и уведомлений об уголовных правонарушениях и других событиях, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Украины от 08.02.2019 № 100, информация о выявленном уголовном правонарушении регистрируется в журнале едином заявителю выдается талон-уведомление о принятии и регистрации его заявления.
В результате расследования похищенные документы могут быть найдены и возвращены владельцу земельного участка.
Если владелец потерял правоустанавливающий документ, выданный после 1 января 2013 года, то все необходимые данные о государственной регистрации его прав, учитывая и сведения об основаниях возникновения прав, уже внесены в Государственный реестр. Именно сведения в реестрах о праве собственности лица дают ему право по закону совершать действия, результатом которых является приобретение права собственности на земельный участок, изменение или прекращение таких прав.
Согласно положениям п. 1 гл. 2. разд. 2 Порядка совершения нотариальных действий нотариусами Украины, в случае когда государственная регистрация права собственности на земельный участок проведена без выдачи документа, удостоверяющего такое право или в связи с утратой, повреждением или порчей соответствующего государственного акта на право собственности, свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество, нотариальное действие относительно такого имущества совершается на основании информации из Государственного реестра прав на недвижимое имущество, полученной путем непосредственного доступа к нему. Такая информация приобщается к экземпляру сделки, свидетельства и т.п., которые остаются по делам нотариуса.
Таким образом, если соответствующее право зарегистрировано в Государственном реестре, тогда нет оснований для ограничения собственника в праве распоряжаться своим имуществом. В таком случае право собственности подтверждается на основании информации из Государственного реестра прав на недвижимое имущество, получаемую путем непосредственного доступа к нему, без истребования соответствующих дубликатов документов о праве собственности.
Для восстановления соответствующего документа, выданного до 1 января 2013 года, необходимо обратиться к государственному регистратору.
При наличии у заявителя копии экземпляра утраченного, поврежденного или испорченного государственного акта, свидетельства о праве собственности на земельный участок подается также соответствующая копия.
По общему правилу государственная регистрация права собственности и других вещных прав (кроме ипотеки) проводится государственным регистратором в течение 5 рабочих дней со дня регистрации соответствующего заявления.
По желанию заявителя, регистрационные действия могут совершаться в более короткий срок за дополнительную оплату.
Согласно п. 53 Порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений, для государственной регистрации права собственности и других вещных прав на земельный участок, регистрация которых проведена до 1 января 2013 г. в соответствии с законодательством, действовавшим на момент их возникновения, в связи с утратой, повреждением или порчей соответствующего государственного акта на право собственности или постоянного пользования земельным участком используются сведения из Государственного земельного кадастра или Реестра прав собственности на недвижимое имущество, являющийся архивной составной частью Государственного реестра прав, и бумажный носитель информации (реестровые книги, регистрационные дела, ведение которых осуществлялось предприятием бюро технической инвентаризации).
Государственная регистрация соответствующих прав проводится исключительно при условии установления государственным регистратором наличия зарегистрированных вещных прав на основании таких документов в Государственном земельном кадастре или в Реестре прав собственности на недвижимое имущество или на бумажных носителях информации (в реестровых книгах, регистрационных делах, ведение которых осуществляли предприятия бюро технической инвентаризации), с обязательным указанием в Государственном реестре прав сведений об утрате, повреждении или испорчении соответствующего документа.
Бывают случаи, когда оформить дубликаты утерянных правоустанавливающих документов не представляется возможным в силу разных причин. Тогда вариантом решения проблемы может быть представление в суд искового заявления о признании права собственности на объект недвижимости или об установлении юридического факта. Решение суда при этом становится правоустанавливающим документом.
В соответствии с правовой позицией Большой палаты Верховного Суда от 18 декабря 2019 г. по делу № 522/1029/18 условием для использования такого способа защиты как признания права собственности через суд является доказательство того, что другим путем, кроме судебного, восстановить такое право не удается (например, получение письменного ответа от государственного регистратора о невозможности провести регистрационные действия в отношении имущества при отсутствии оригинала правоустанавливающего документа на него или отказ нотариуса в выдаче свидетельства о праве на наследство).
Требования к оформлению искового заявления содержатся в ст. 175-177 ГПК Украины.
Четкого определения понятия "дубликат" в действующем законодательстве не существует, но из практики применения терминов, слов и словосочетаний в юриспруденции дубликатом есть второй экземпляр документа, имеющий такую же юридическую силу, как оригинал. То есть дубликат документа содержит те же сведения, что и оригинал. Фактически выдача дубликата состоит в воспроизведении текста документа, дубликат которого кажется, что направлено на восстановление такого документа в случае невозможности использования последнего по определенным причинам.
Итак, обратившись к Юридическому сервису «Консультант», вы получите профессиональные юридические услуги и все виды юридических услуг, связанных с восстановлением утраченных документов. Юрист или адвокат, составив правовой анализ ситуации, предоставит профессиональную юридическую помощь, а при необходимости сопровождают судебный процесс.