Подробнее
Полномочия Министерства юстиции Украины о возобновлении или продлении процессуальных сроков: анализ правовой позиции судов
В свете новейших законодательных изменений и судебной практики вопрос дискреционных полномочий Министерства юстиции Украины (Миньюст) в части возобновления или продления процессуальных сроков приобретает все большее значение. Для правильного толкования этих полномочий следует обратиться в судебную практику и анализ законодательства.
Дискреционные полномочия: определение и правовой контекст
На законодательном уровне дефиниция понятия дискреционных полномочий субъекта властных полномочий не закреплена, однако судебная практика содержит четкое понимание этого понятия. По практике кассационной инстанции, дискреционные полномочия означают возможность административного органа самостоятельно (по своему усмотрению) выбирать один из нескольких возможных вариантов решения в пределах, определенных законом. В то же время полномочия административных органов не дискреционны, когда есть только один правомерный и законно обоснованный вариант поведения.
Судебная практика по возобновлению процессуальных сроков
На основании анализа постановлений Верховного Суда можно сделать вывод, что срок, установленный статьей 34 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований», является присечным и не может быть продлен или возобновлен Минюстом ни при каких обстоятельствах.В постановлении от 25 июля 2023 г. по делу № 910/6143/23 Верховный Суд подчеркнул, что в случае нарушения годового срока на обжалование решения, действий или бездействия регистратора, Министерство юстиции не имеет дискреционных полномочий по восстановлению этого срока. То есть если жалоба подана с нарушением установленного срока, Минюст автоматически отказывает в ее удовлетворении.
Законодательные ограничения и их последствия
Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины по усовершенствованию механизма противодействия рейдерству» было определено, что Минюст лишен дискреционных полномочий по решению вопроса уважительности причин пропуска и возобновления сроков на обжалование решения, действия или бездействия регистраторов. Этот вопрос урегулирован законодательством и не предусматривает альтернатив.
Поэтому пропуск годового срока предопределяет автоматический отказ в удовлетворении жалобы, а ее нерассмотрение по существу. Это означает, что Минюст, установив нарушение срока, безусловно, отказывает в удовлетворении жалобы без рассмотрения ее сущности.
Альтернативные пути обжалования
Следует отметить, что указанный Закон не содержит сроков обращения с иском в суд о признании противоправным и отмене решения, действий или бездействия регистратора. Это позволяет лицам обжаловать такие решения в суде, даже если они пропустили установленный годовой срок. Для этого необходимо подготовить надлежащие и допустимые доказательства, подтверждающие момент, когда лицо узнало о нарушении своих прав, и обосновать невозможность узнать об этом раньше.Например, определенный промежуток времени в 2022 году был ограничен доступ к Единому государственному реестру юридических лиц, физическим лицам – предпринимателям и общественным формированиям, а также другим государственным реестрам. Это может быть весомым аргументом в суде по поводу невозможности своевременного подачи жалобы.Возможно, Вас заинтересуют следующие статьи: Анализ, консультация, оценка, правовой анализ ситуации, анализ ситуации, консультация адвоката, консультация юриста, анализ документов, правовой анализ ситуации, письменная консультация, проверка документов юристом, юристы документы, помощь адвоката онлайн, адвокат онлайн, юридическое заключение, правовое заключение адвоката, юрист онлайн.
Выводы
Подводя итог, можно сделать вывод о невозможности возобновления установленного частью 3 статьи 34 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований» годового срока на обжалование решения, действий или бездействия регистратора в Минюсте. Министерство юстиции Украины не имеет права решать вопрос о важности причин пропуска этого срока, поскольку это урегулировано законодательством и не предусматривает альтернатив.
Однако лица, пропустившие установленный срок, имеют право обратиться в суд с иском о признании противоправным и отмене решения, действий или бездействия регистратора. В этом случае важно подготовить надлежащие доказательства, подтверждающие момент дознания о нарушениях и невозможность выявить его раньше.
Этот подход позволяет обеспечить защиту прав граждан и субъектов хозяйствования, одновременно соблюдая принцип правовой определенности и стабильности, что является основой эффективного функционирования правовой системы Украины.