Подробнее
юрист, 23-летний опыт работы в сфере принудительного исполнения.
Административная ответственность военнослужащих - это форма юридической ответственности за правонарушения, которое не связано с исполнением служебных обязанностей военнослужащими и не является уголовно наказуемым. Она распространяется на военнообязанных, в том числе, в период прохождения ими военных сборов на территории воинских частей, военных объектов.
Объектом правонарушения обычно выступает должное несение военной службы.
В соответствии с п. 5 разд. III Инструкции № 329, протокол о привлечении к административной ответственности направляется в суд и соответственно решение о привлечении к административной ответственности принимается судом.
В соответствии с п. 5 разд. III Инструкции № 329, сложившееся дело позже чем в 3-дневный срок с даты составления протокола, с сопроводительным письмом, подписанным командиром, направляется в суд для рассмотрения и принятия соответствующего решения.
В сопроводительном письме к делу, которое направляется в суд, указываются обстоятельства, место, время, суть совершенного военнослужащим (военнообязанным) военного административного правонарушения и просьба сообщить воинскую часть (орган военного управления, орган управления Службы правопорядка, орган управления ГОСТ) о принятом судом решения.
Оформление протокола и материалов в него и направление этих материалов в суд осуществляются с учетом ст. 38 КУоАП, согласно требованиям которой административное взыскание может быть наложено не позднее трех месяцев со дня совершения правонарушения, а при продолжающемся правонарушении - не позднее трех месяцев со дня его выявления.
Во время судебного разбирательства судья, в производстве которого находится дело о совершении военнослужащим военного административного правонарушения, устанавливает наличие или отсутствие такого правонарушения, причинно-следственную связь, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного и решения по делу. Такие данные согласно ст. 251 КУоАП устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевших, свидетелей, вещественными доказательствами, показаниями технических приборов и технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, заключения эксперта, а также другими доказательствами.
В соответствии с положениями ст. 277 КУоАП, дела об административных правонарушениях военнослужащих рассматриваются в течение суток.
Ориентиром для формирования примерного перечня доказательств,
помощью которых можно установить вину военнослужащего в
совершении военного административного правонарушения, есть действующая судебная практика. К таким доказательствам можно отнести:
1) протокол о военном административном правонарушении,
состоящее за соответствующее правонарушение, предусмотренное гл. 13–Б КУоАП;
2) приказы командиров воинской части, в которой служит
военнослужащий;
3) заключение служебного расследования по факту совершения военного административного правонарушения;
4) письменные объяснения, рапорт;
5) сведения (к примеру, ведомость учета и закрепление орудия (боеприпасов, находящихся на оперативном пункте (блокпоста));
6) копии книг, журналов (например, копия журнала Именного списка вечерней проверки личного состава за соответствующий месяц и год);
7) служебная и медицинская характеристика на военнослужащего, совершившего военное административное правонарушение;
8) функциональные обязанности военнослужащего;
9) контракт о прохождении гражданами Украины военной службы в соответствующей должности;
10) заключение эксперта и другие документы.
Исследовав судебную практику, можно сделать вывод, что чаще всего суды закрывают производство о военных административных правонарушениях из-за ненадлежащего оформления материалов административного дела. Например, по делу № 445/2006/18 от 01.02.2019 суд пришел к выводу о необоснованности привлечения военнослужащего к административной ответственности из-за отсутствия в материалах дела достаточных и убедительных доказательств, подтверждающих наличие в его действиях состава административного правонарушения.
Так, имеющаяся в деле служебная характеристика солдата военной службы по контракту подписана Начальником центра Национальной гвардии Украины, однако без указания даты и без отметки об ознакомлении с ней самого военнослужащего.
В протоколе, составленном по ст. 172-20 КУоАП не указано обстоятельств объективной стороны правонарушения, вынесенного в вину военнослужащему, которые отвечали бы диспозиции данной статьи, а именно: распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или употребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов военнослужащим на территории воинской части, или появление на территории воинской части в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или иного опьянения или выполнения им обязанностей военной службы в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или иного опьянения.
Согласно п. 10 разд. III Инструкции № 329, после поступления в орган военного управления копии решения суда относительно военнослужащего (военнообязанного), в отношении которого уполномоченным должностным лицом этого органа был составлен протокол, начальник органа военного управления должен в течение 3 суток довести его содержание до соответствующего командира (начальника) воинской части (начальника органа военного управления, органа управления ГОСТ).
Статьей 294 КУоАП установлен 10-дневный срок для обжалования постановления об административном правонарушении.
Апелляционная жалоба подается в соответствующий апелляционный суд через местный суд, который принял постановление о привлечении военнослужащего к ответственности. Местный суд в течение трех дней посылает апелляционную жалобу вместе с делом в соответствующий апелляционный суд.
Если в результате наложения административного взыскания военнослужащий был арестован с содержанием на гауптвахте, исходя из положений п. 2 разд. XI Порядка № 394, постановление суда о применении административного взыскания в виде ареста с содержанием на гауптвахте выполняется соответствующим командиром (начальником) воинской части (учреждения) с момента вступления в силу постановления законной силы.
Согласно положениям ст. 326 Кодекса Украины об административных правонарушениях, постановление районного, районного в городе, городского или горрайонного суда (судьи) о применении административного ареста и ареста с содержанием на гауптвахте производится немедленно после его вынесения.
Юридическая помощь во время войны необходима в таких ситуациях, поскольку юрист во время военных действий, при осуществлении правового анализа документов, которые стали основанием для привлечения военнослужащего к административной ответственности, определит основания для обжалования таких протоколов и постановлений судов.
Юридический сервис «Консультант» подберет профессионального юрист в условиях войны, который предоставит соответствующую юридическая консультация во время войны, в судебном порядке смогут отстоять права военнослужащего.