Подробнее
юрист, 23-летний опыт работы в сфере принудительного исполнения.
Отличие статусов: «ЛИЦА БЕЗВЕСНО ОТСУТСТВУЮЩИМ» И «ОБРЕТЕНИЕ СТАТУСА ЛИЧНОСТИ, ПРОПАВШЕЙ БЕЗВЕСТЫ»
Поскольку Россия начала полное вторжение в Украину, действия российских захватчиков создали серьезную угрозу жизни и благополучию десятков тысяч человек. В случаях, когда люди теряют связь со своими близкими, важно установить правовой статус тех, чье местонахождение остается неизвестным.
Если местонахождение лица неизвестно на момент подачи запроса на розыск, оно классифицируется как пропавшая без вести. Критерии официального признания лица безвестно отсутствуют определены статьей 43 Гражданского кодекса Украины. Гражданский процессуальный кодекс Украины регулирует порядок признания физического лица безвестно отсутствующим. Пока не будет установлено законом отсутствие личности, считается, что она активно пользуется своими правами и выполняет свои обязанности.
Когда лицо исчезло при уникальных обстоятельствах, это касается ситуации, когда она исчезла в связи с вооруженным конфликтом, враждебными актами, временной оккупацией части территории Украины или природными и техногенными чрезвычайными ситуациями. Правоспособность лиц, пропавших без вести при этих обстоятельствах, устанавливается Законом Украины «О правовом статусе лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах» (далее – Закон), а также другими законами Украины. и международные договоры, получившие согласие на предоставление Верховной Радой Украины.
Важно отметить, что, несмотря на то, что понятия, изложенные в украинском национальном законодательстве, могут быть определенными схожими, существуют заметные отличия в их соответствующих правовых статусах. В частности, законодательство определяет разные процедуры получения этих статусов. Например, статус пропавшей без вести может быть официально признан только судом. И наоборот, лицо считается безвестно отсутствующим с момента внесения сведений о нем, указанных в уведомлении о его исчезновении, в соответствующий Реестр.
Согласно статье 43 ГК Украины лицо может быть признано судом безвестно отсутствующим, если в течение одного года отсутствуют сведения о его местонахождении по месту постоянного жительства. Кроме того, частью второй настоящей статьи установлено, что если точную дату получения последней сведения о местонахождении лица невозможно установить, безвестное отсутствие считается начатым с первого числа месяца, следующего за днем получения сведений. получен. Если месяц установить невозможно, то он считается начавшимся с первого числа января следующего года.
Согласно статье 4 Закона, в случае внесения сведений о пропавшем без вести лице в Единый учет лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах, в установленном порядке такое лицо признано без вести пропавшим при особых обстоятельствах. Этот статус предоставляется с момента подачи заявителем заявления о подтверждении факта исчезновения. Лицо считается пропавшим без вести при особых обстоятельствах до завершения его розыска, как это предусмотрено Законом Украины. Это касается правового статуса лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах.
В особых обстоятельствах, если лицо признано без вести пропавшим в соответствии с настоящим Законом, это не лишает его родственников или других лиц права требовать судом признания его пропавшим без вести или смерти в соответствии с правовой процедурой (часть третья статьи 4 Закона). Кроме того, частью четвертой статьи 4 Закона установлено, что если лицо, пропавшее без вести при особых обстоятельствах, объявлено умершим, но точное местонахождение, место захоронения или местонахождение его останков неизвестны, розыскные меры, предусмотренные настоящим Законом, должны быть продлены. пока не будет установлено их местонахождение, место захоронения или местонахождение их останков.
В главе 4 раздела IV ГК Украины определены особенности и указания судов при рассмотрении дел о признании физического лица безвестно отсутствующим. Согласно статье 305 ГК Украины, лица, претендующие на признание лица безвестно отсутствующими, должны подать заявление в суд по своему месту жительства или по последнему известному месту жительства (пребывания) безвестно отсутствующего. лица или альтернативно в месте, где находится их собственность.
Заявление о признании физического лица безвестно отсутствует, как указано в статье 306 ГК Украины, должно содержать определенные сведения. Необходимо указать цель, с которой заявитель просит признать лицо безвестно отсутствующим или объявить его умершим. Кроме того, заявление должно содержать детали относительно обстоятельств, подтверждающих мнение о безвестном отсутствии лица, или обстоятельства, указывающие на потенциальную опасность или смерть пропавшего лица, или обстоятельства, свидетельствующие о его смерти в результате конкретного инцидента.
Частью первой статьи 307 Гражданского процессуального кодекса Украины предусмотрено, что суд до открытия производства по делу должен выяснить лиц (родственников или служащих), которые владеют информацией и могут дать показания о местонахождении лица, местонахождение которого неизвестно. Кроме того, суд обязан требовать от соответствующих организаций, например жилищно-эксплуатационных организаций, органов регистрации местожительства граждан, органов местного самоуправления сведения о последнем известном месте жительства и работе гражданина. отсутствует лицо.
Одновременно суд принимает меры с применением органов опеки и попечительства по установлению опеки над имуществом лица, местонахождение которого неизвестно, если опека над его имуществом еще не установлена (в соответствии с частью второй статьи 307 УКУ). Порядок Украины. После принятия судом решения об официальном признании физического лица безвестно отсутствует, как указано в части первой указанной статьи, нотариус по последнему месту жительства оформляет его имущество и устанавливает над ним опеку.
Важно знать, что статья 44 Гражданского кодекса Украины определяет действия по установлению опеки над имуществом лица, признанного безвестно отсутствующим. Назначенный опекун несет ответственность за выполнение гражданских обязательств от имени безвестно отсутствующего лица, погашение долгов за счет его имущества и распоряжение имуществом в его интересах (в соответствии с частью третьей статьи 44 ГК РФ).
В случае признания физического лица безвестно отсутствующим или безвестно исчезнувшим при особых обстоятельствах опекун его имущества, как предусмотрено статьей 44 Гражданского кодекса Украины, несет ответственность за материальное обеспечение лиц, находящихся на его содержании. Эта помощь финансируется за счет имущества пропавшего. Однако в случае отмены решения суда о признании лица безвестно отсутствующим или появлении безвестно отсутствующего при особых обстоятельствах опека над имуществом прекращается, как указано в части пятой статьи 44 ГК Украины.
Важно отметить, что в соответствии с частью третьей статьи 26 Закона Украины «О правовом режиме военного положения» в случаях, когда суды в пределах зоны действия военного положения не могут осуществлять правосудие, законы Украины имеют право изменять территориальную подсудность судебных дел.
Следовательно, как следует из вышеприведенного, для урегулирования вопроса относительно определения статуса пропавшей без вести лица, целесообразно получить услуги адвоката или дельный совет юриста.
Юридический сервис «Консультант» предоставляет все виды юридических услуг, в том числе и юридические услуги онлайн. Специалисты нашего сервиса составят правовой анализ ситуации для определения порядка получения статуса пропавшего родственника и помогут собрать необходимые документы и при необходимости сопровождают судебный процесс.