Подробнее
Верховная Рада поддерживает расширение оснований для раскрытия банковской тайны согласно требованиям Минюста и АРМА .
ТекстВерховная Рада приняла за основу законопроект об обязанности банков раскрывать банковскую тайну товаров в случае запроса АРМА или Министерство юстиции.
23 мая Верховная Рада поддержала в первом чтении законопроект Кабинета министров 9235, который, среди прочего, расширяет основания для раскрытия банковской тайны.
Проектом положений предусмотрено урегулировать вопрос раскрытия банковской тайны государственным органам со специальными полномочиями в связи с:
1) выполнением судебных решений о запрете политической партии передавать имущество, средства и другие активы политическая партия, запрещенная судами, региональными организациями, муниципалитетами, районами, главными центрами и другими структурными организациями;
2) выявление и розыск активов физического и юридического лица, в отношении которых применены санкции, а также активов, которыми оно может владеть прямо или косвенно (через других физических или юридических лиц), совершать действия подобного содержания с целью осуществления права распоряжаться ими;
3) определение размера возмещения убытков, причиненных международным вооруженным конфликтом на территории Украины, необходимых для осуществления процессуальных действий, предоставления доказательств и обоснования при рассмотрении в судах страны дел с участием иностранных субъектов и Украины.
Министр по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Ирина Верещук в разъяснении отмечает, что п. 2 ч.
Пунктом 1 статьи 62 Закона "О банках и банковской деятельности" установлено, что сведения о юридических и физических лицах являются банковской тайной, которая раскрывается банком по решению суда.
При этом одним из элементов определения активов, в том числе денежных средств, является то, что правоохранительный орган направляет соответствующим государственным органам, организациям, предприятиям и организациям информацию об этих активах.
Непосредственными владельцами этой информации являются банки.
Закон "О банках и банковской сфере" не предусматривает возможности разглашения информации об имуществе подсанкционного лица, поскольку эта информация является банковской тайной и соответствующие положения не внесены эта информация не является банковской тайной.
Установить и отследить активы подсанкционного лица невозможно.
Кроме того, закон не предусматривает раскрытие банками банковской тайны по требованию Министерства юстиции.
Таким образом, статья 62 предложенного закона позволяет разглашать эту тайну по запросу АРМА, в частности: - с целью проведения мероприятий по выявлению и розыску активов физических и юридических лиц лицу, в отношении которого применены санкции.
А также активы, в отношении которых это лицо может прямо или косвенно (через других физических или юридических лиц) совершать действия подобного содержания с реализацией права распоряжения этим имуществом.
Запрос АРМА может касаться банковского/электронного кошелька клиента, транзакций, осуществленных в пользу или от имени клиента, в конкретных транзакциях без открытия счета, в частности:
- информация на конкретную дату или на фиксированную дату, период времени и в отношении конкретного юридического или физического лица, ФЛП о наличии счетов/электронных кошельков, в частности счетов в ценных бумагах, маржинальных счетов, счетов, открытых клиентами банка на имя третьих лиц, счетов, открытых третьими лицами на имя клиентов банка, счета в банковских металлах,
- номер счета, электронный кошелек, остаток средств, криптовалюта, банковский металл, ценные бумаги на счете, электронный кошелек,
- дебетовая операция со счета, электронный кошелек или кредит на счет, электронный кошелек, назначение платежа,
- идентификационные данные партнера, регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика;
- для юридических лиц - нерезидентов - ФИО, страна регистрации, номер счета/электронного кошелька партнера, код банка партнера, имеющиеся средства на эскроу-счете для перевода клиентам банка, имеющиеся договоры о хранении ценностей или предоставление клиентам в аренду (аренда) личных сейфов в банке, перечень движимого имущества, которое хранится и/или находится в ипотеке банка у клиента как организации, сведения о лицах, которые имеют право распоряжаться счетом клиента (ФИО, РНУКПП, документы, подтверждающие полномочия представителя).
Предложение предоставить аналогичные полномочия Министерству юстиции для разрешения споров, рассмотрения иностранными судами дел с участием иностранных организаций и Украины, а также исков о возмещении убытков вследствие конфликтов, вызванных международным вооруженным конфликтом на территории.
На территории Украины, с целью защиты интересов Украины как государства, Президента Украины, Кабинета Министров Украины, других министерств, центральных органов исполнительной власти, их должностных лиц при рассмотрении дел с участием иностранных лиц в иностранных юрисдикциях, а также как при рассмотрении украинских заявок.
Таким образом, мы видим о том, что принимаются изменения не только в действующий закон приняты с учетом изменений к требованиям времени и введенного военного положения в Украине, и в соответствии с тем фактом, что был проведен Правовой анализ ситуации, анализ документов и проведена проверка документов юристом и юридическое заключение.