Подробнее
Министерство образования представляет концепцию нового закона, касающуюся профессионального образования.
Министерство образования представило проект нового закона о профессиональном образовании, предусматривающий значительные изменения в данной сфере. Законопроект доступен для общественного обсуждения на сайте МОН до 2 мая 2024 года. Новый закон мотивирован потребностью экономики в качественных кадрах и запросом на специалистов для будущей реконструкции страны.
Проект закона описывает ряд изменений, включая активное участие бизнеса в учебном процессе, расширение автономии учебных заведений, улучшение учебных программ, дерегуляцию отрасли и обновление терминологии. Министр цифровой трансформации и вице-премьер-министр по инновациям, развитию образования, науки и технологий Михаил Федоров подчеркнул необходимость изменений в законодательстве, чтобы ответить на вызовы и потребности рынка труда, обновить образовательные программы и построить современную и гибкую систему профессионального образования.
В законопроекте описаны изменения, касающиеся активного вовлечения бизнеса в образовательный процесс, расширение автономии заведений, улучшение образовательных программ, дерегуляция сферы, а также обновление терминологии.
В частности, в документе предлагается активнее привлекать бизнес к образовательному процессу через создание в учреждениях профессионального образования коллегиального органа управления наблюдательного совета, участия в разработке новых квалификаций, назначенные руководителя и т.д. Также документ предлагает расширить автономию учреждений через возможность осуществления ими хозяйственной деятельности как государственное ) некоммерческое предприятие.Кроме того, рассматривается возможность введения единого уровня профессионального образования (образовательной квалификации) и единого типа учреждения – профессионального колледжа.
Возможно, Вас заинтересуют следующие статьи:консультация адвокатаконсультация юриста анализ документов правовой анализ ситуации письменная консультация проверка документов юристом юристы документы помощь адвоката онлайн адвокат онлайн юридический вывод правовой вывод адвоката юрист онлайн
В то же время, законопроект акцентирует внимание на улучшении образовательных программ и учебных планов, в частности, получение профессионального образования по образовательным программам старшей профильной школы профессионального направления. Еще одно важное изменение – дерегуляция и дебюрократизация системы профессионального образования. Такие изменения планируется внедрить через гарантирование возможности получения профессионального образования без привязки к месту регистрации, четкое разделение полномочий органов управления в сфере и составление образовательных программ на основе профессиональных стандартов и отмена аттестации заведений.
В законопроекте также предлагается обновить терминологию, в частности изменить название сферы с профессионально-технической на профессиональную, квалифицированного рабочего на специалиста, а также отойти от понятия ученик, заменив на студент.
Общественное обсуждение проекта закона продлится до 2 мая 2024 года.
Законопроект «О профессиональном образовании», представленный МОН, определяет новые принципы для развития этой отрасли. Его главная цель состоит в обеспечении экономики квалифицированными специалистами и поддержке процесса восстановления страны. Законопроект предлагает ряд инициатив, в частности, привлечение бизнеса к учебному процессу, изменения в учебных программах, улучшение автономии учебных заведений и дерегуляцию в области профессионального образования. Целью этих изменений является построение современной и гибкой системы профессионального образования, отвечающей потребностям современного рынка труда.
Предлагаемый документ включает в себя инициативу расширения автономии учебных заведений, предоставляя им возможность осуществлять хозяйственную деятельность как государственное (коммунальное) некоммерческое предприятие. Одним из ключевых предложений является введение единого уровня профессионального образования (образовательной квалификации) и стандартизация типа учебного заведения, ограничив его только профессиональным колледжем.
Министр образования и науки Оксен Лисовой отметил, что существующий закон о профессиональном образовании действует уже с 1998 года и не учитывает все современные изменения в сфере образования. Учитывая развитие и потребности рынка труда, а также опыт предыдущих реформ, Министерство разработало новый законопроект. Этот документ открывает перед бизнесом новые возможности для активного участия в формировании будущих специалистов, отвечая требованиям современности и экономическим вызовам.
Одним из ключевых новшеств является дерегулирование и дебюрократизация системы профессионального образования. Это предполагает возможность получения профессионального образования без ограничений по месту регистрации, четкое распределение функций между органами управления в сфере образования, а также разработку образовательных программ на основе профессиональных стандартов и отмену аттестации заведений.
Заместитель Министра образования и науки Украины по цифровому развитию, цифровым трансформациям и цифровизации Дмитрий Завгородний подчеркнул, что новый законопроект является важным инструментом для поддержки реформы профессионального образования в Украине. Он отметил, что законопроект учитывает предыдущий опыт и современные требования рынка труда и экономики. Основной акцент будет сделан на интеграции работодателей в сотрудничество с профессиональными техническими учебными заведениями и упрощении регулирования Дмитрий Завгородний.
ржавная целевая социальная программа развития профессионального (профессионально-технического) образования на 2022-2027 годы (далее - Программа) направлена на модернизацию системы профессионального (профессионально-технического) образования в соответствии с современными и перспективными потребностями рынка труда, международных стандартов и практик для обеспечения реализации права граждан на качественное и доступное профессиональное (профессионально-техническое) образование, создание условий для формирования и развития актуальных профессиональных компетентностей лица, необходимые для успешной профессиональной деятельности и самореализации.
Украина имеет положительный опыт решения актуальных вопросов развития профессионального (профессионально-технического) образования. С 2016 года за счет средств государственного бюджета (350 млн. гривен) на базе действующих учреждений профессионального (профессионально-технического) образования образовано 184 учебно-практических центра отраслевого направления.В то же время остается ряд актуальных проблем, требующих решения: устаревшая материально-техническая база учреждений профессионального (профессионально-технического) образования; неэффективное многоуровневое управление профессиональным (профессионально-техническим) образованием;
несоответствие образовательных программ, уровня качества подготовки соискателей профессионального (профессионально-технического) образования требованиям работодателей и потребностям личности; отсутствие введенных на постоянной основе анализа и мониторинга потребностей рынка труда, в частности на местном уровне
Законопроект "О профессиональном образовании" разработан при экспертной поддержке Комитета Верховной Рады Украины по вопросам образования, науки и инноваций, Федерации работодателей Украины, программы ЕС "EU4Skills: Лучшие навыки для современной Украины" и швейцарско-украинского проекта "Децентрализация для развития демократического образования".