Подробнее
юрист, 23-летний опыт работы в сфере принудительного исполнения.
Изменение целевого назначения земельного участка в условиях военного положения
В соответствии с Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о создании условий для обеспечения продовольственной безопасности в условиях военного положения» определены особенности регулирования земельных отношений на время действия военного положения, в частности, дополнен Земельный кодекс Украины пунктами 27 и 28 в разделе X" Переходные положения.
Этими пунктами установлен ряд особенностей, относящихся к процедуре изменения целевого назначения земельных участков в условиях военного положения.
24 июля 2021 вступили в силу изменения, предусмотренные Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно планирования использования земель», согласно которым определение категории земель и целевого назначения земельного участка будет происходить в пределах соответствующего вида функционального назначения территории, предусмотренного утвержденным комплексным планом пространственного развития территории (далее – КППРТ) территориального общества или генеральным планом (далее – Генплан) населенного пункта.
Согласно положениям данного закона, местные советы до 1 января 2025 года должны обеспечить внесение в Государственный земельный кадастр сведений о функциональных зонах, определенных в градостроительной документации. С момента внесения сведений о функциональных зонах в Государственный земельный кадастр и их утверждение, для изменения целевого назначения земельного участка не нужно будет разрабатывать документацию по землеустройству и утверждать ее в местном совете.
Таким образом, для избрания алгоритма изменения целевого назначения земельного участка заинтересованному лицу нужно выяснить, была ли разработана/утверждена градостроительная документация и внесены ли в ГЗК сведения о функциональной зоне, в пределах которой расположен земельный участок.
Новый порядок изменения целевого назначения земельных участков будет применяться, только если соответствующий вид функционального назначения территории будет предусмотрен утвержденным КППРТ территориальной общины или генпланом населенного пункта.
В соответствии с положениями ч. 6 ст. 20 Земельного кодекса Украины, изменение целевого назначения земельного участка не требует:
- разработка документации по землеустройству (кроме случаев формирования земельного участка из земель государственной и коммунальной собственности, не сформированных в земельные участки);
- принятие решений олрганов исполнительной власти и органа местного самоуправления (кроме решений об установлении и изменении целевого назначения земельных участков, распоряжение которыми осуществляют такие органы).
Впрочем, если градостроительная документация не была разработана/утверждена, а сведения в ГЗК о функциональной зоне, в пределах которой расположен земельный участок не внесены, будет применяться старый порядок, для которого потребуется разработка и утверждение проекта землеустройства.
В таком случае разрешение на изменение целевого назначения земельного участка уже не требуется. Необходимо только нотариально заверенное заявление на изменение целевого назначения земельного участка, подписанное собственником.
Именно это заявление и будет являться основанием для разработки проекта землеустройства по изменению целевого назначения земли.
Земельным кодексом Украины в ч. 3 ст. 20 предусмотрено, что изменение целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения может осуществляться вне вида функционального назначения территории, предусмотренного утвержденным КППРТ территориальной общины или Генпланом населенного пункта. Исключением является отнесение их к земельным участкам для садоводства, изменению целевого назначения земельных участков под полезащитными лесными полосами.
Статья 37-1 Земельного кодекса Украины определяет, что земельные участки сельскохозяйственного назначения, предназначенные для ведения личного крестьянского хозяйства, фермерского хозяйства, расположенные в массиве земель сельскохозяйственного назначения, могут использоваться их собственником, землепользователем также для ведения товарного сельскохозяйственного производства без изменения целевого назначения таких земельных участков.
Во время действия военного положения, согласно пп. е) пп. 2 п. 27 раздела Х Земельного кодекса Украины, передача в аренду для ведения товарного сельскохозяйственного производства земельного участка сельскохозяйственного назначения государственной, коммунальной собственности, не отнесенной к землям для ведения товарного сельскохозяйственного производства, осуществляется без изменения ее целевого назначения. Арендатор земельного участка «для ведения товарного сельскохозяйственного производства» не имеет права, в частности, на изменение его целевого назначения.
Положениями ч. 1 ст. 50 Закона Украины «О землеустройстве» определено, что проекты землеустройства по отводу земельных участков разрабатываются при формировании новых земельных участков из земель государственной, коммунальной собственности (кроме случаев формирования земельных участков по другой документации по землеустройству) и в случае изменения целевого назначения земельных участков случаях, определенных законом.
Для разработки проекта землеустройства об изменении целевого назначения необходимо обратиться в землеустроительную организацию, имеющую в своем штате сертифицированных инженеров-землеустроителей, и заключить соответствующий договор на разработку землеустроительной документации (проект землеустройства по изменению целевого назначения земельного участка).
Частью 7 ст. 20 Земельного кодекса Украины определены случаи согласования смены целевого назначения земельных участков.
Частью 4 ст. 24 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» установлено, что изменение целевого назначения земельного участка допускается исключительно при соблюдении правил соотношения между новым видом целевого назначения земельного участка и видом функционального назначения территории, определенного соответствующей градостроительной документацией на местном уровне, кроме случаев, определенных ч .3 ст. 20 Земельного кодекса Украины.
Утверждение проекта землеустройства осуществляется:
- относительно земельного участка государственной/коммунальной собственности – по решению распоряжаемого ею органа в соответствии со ст. 122 Земельного кодекса Украины;
- относительно земельного участка частной собственности – по решению сельского, поселкового, городского совета, на территории которого расположен соответствующий земельный участок.
Соответствующее решение должно быть принято в месячный срок со дня получения проекта отвода.
Орган местного самоуправления на очередной сессии принимает решение об утверждении или отказе в утверждении проекта землеустройства. Отказ в утверждении проекта землеустройства может быть обжалован в судебном порядке.
Важно! В соответствии с нормами ч. 7 ст. 186 Земельного кодекса Украины уполномоченным органам запрещено при согласовании и утверждении документации по землеустройству требовать:
- дополнительные материалы и документы, не включенные в состав документации по землеустройству, определенному Законом Украины "О землеустройстве";
- предоставление согласования документации по землеустройству любыми другими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями или организациями, согласование которых не предусмотрено настоящей статьей;
- проведение любых обследований, экспертиз или работ.
Основания для отказа в согласовании и утверждении документации по землеустройству определены частью 8 ст. 186 Земельного кодекса Украины.
После утверждения проекта землеустройства необходимо обратиться к государственному кадастровому регистратору в территориальном (районном, городском) органе Госгеокадастра Украины с заявлением о внесении изменений в сведения о земельном участке. Эта услуга бесплатна.
Следует заметить, что, согласно пп. 10 п. 27 раздела X "Переходные положения" Земельного кодекса Украины, книга регистрации землевладений и землепользований в условиях военного положения ведется районной военной администрацией в бумажной и электронной формах. В Книге регистрации землевладений и землепользований в условиях военного положения осуществляется государственная регистрация, в частности изменения целевого назначения земельного участка.
Согласно ч. 5 ст. 24 Закона Украины "О государственном земельном кадастре" рассмотрение заявления происходит в срок до 14 дней.
В подтверждение государственной регистрации земельного участка заявителю безвозмездно выдается выписка из Государственного земельного кадастра о земельном участке. Выписка содержит все сведения о земельном участке, внесенные в Поземельную книгу. Составной частью подъемника является кадастровый план земельного участка.
Государственный регистратор может также отказать в проведении такой регистрации, в случаях, определенных частью 6 ст. 24 Закона Украины "О государственном земельном кадастре".
Юридический сервис «Консультант» подберет специалистов, которые сформируют правовой анализ ситуации и помогут быстро и эффективно изменить целевое назначение земельного участка. Юрист или адвокат быстро и качественно предоставит юридические услуги, а при отсутствии возможности лично встретиться с соответствующим специалистом, предоставят юридические услуги онлайн.