Подробнее
юрист, 23-летний опыт работы в сфере принудительного исполнения.
Порядок привлечения военнослужащих к административной ответственности (составление протокола)
Административная ответственность военнослужащих - это форма юридической ответственности за правонарушения, которое не связано с исполнением служебных обязанностей военнослужащими и не является уголовно наказуемым. Она распространяется на военнообязанных, в том числе, в период прохождения ими военных сборов на территории воинских частей, военных объектов.
Объектом правонарушения обычно выступает должное несение военной службы. Более подробно со составами и особенностями определенных военных административных правонарушений можно ознакомиться в соответствующих разделах Научно-практического комментария Кодекса Украины об административных правонарушениях под редакцией профессора Петкова С.В. в соответствующие статьи главы 13-Б КУоАП, в частности ст.ст. 172-10, 172-11, 172-12, 172-13, 172-14, 172-15, 172-16, 172-17, 172-18, 172-19, 172-20 КУоАП.
Военнослужащие считаются исполняющими обязанности военной службы:
1) на территории воинской части или в другом месте работы (занятий) в течение рабочего (учебного) времени, включая перерывы, установленные распорядком (расписанием занятий);
2) на пути следования на службу или со службы, во время служебных поездок, возвращение к месту службы;
3) вне воинской части, если пребывание там отвечает обязанностям военнослужащего или он был направлен туда по приказу соответствующего командира (начальника);
4) при исполнении государственных обязанностей, в том числе в случаях, если эти обязанности не были связаны с военной службой;
5) при исполнении обязанности по спасению человеческой жизни, охране государственной собственности, поддержанию военной дисциплины и охране правопорядка.
Военная служба является государственной службой особого характера, которая заключается в профессиональной деятельности пригодных к ней по состоянию здоровья и возрасту граждан Украины (за исключением случаев, определенных законом), иностранцев и лиц без гражданства, связанных с обороной Украины, ее независимости и территориальной целостности
Субъект правонарушения специальный – военнослужащие, военнообязанные, резервисты.
Субъективная сторона характеризуется как преднамеренной, так и неосторожной формами вины.
Квалифицирующие признаки правонарушения – участие в правонарушении начальников (командиров) и других руководителей или сокрытие ими этих правонарушений их подчиненных; совершение правонарушения в условиях особого периода.
В соответствии с положениями ст. 254 КУоАП, протокол о военном административном правонарушении составляется в течение 24 часов с момента установления данных, подтверждающих факт совершения военнослужащим такого правонарушения. При этом необходимо соблюдать требования по форме и содержанию протокола, установленные ст. 256 КУоАП.
Приказом Министерства обороны Украины от 23.10.2021 № 329 была утверждена Инструкция по составлению протоколов и оформлению материалов о военных административных правонарушениях.
Пунктом 1 разд. ІІ Инструкции определен перечень лиц, имеющих право составлять протокол:
командиры (начальники) воинских частей (военных учебных заведений, учреждений) в отношении подчиненных военнослужащих (военнообязанных), в том числе временно;
командиры (начальники) подразделений, уполномоченные на то командиром (начальником) воинской части, в отношении подчиненных военнослужащих (военнообязанных), в том числе временно;
должностные лица органов военного управления Вооруженных Сил Украины, органа управления Государственной специальной службы транспорта (ГОСТ), которые уполномочены на то соответствующими начальниками органов военного управления, органа управления ДОСВ относительно подчиненных военнослужащих (военнообязанных), в том числе временно;
должностные лица органов управления Службы правопорядка, уполномоченные на то соответствующими начальниками органов управления Службы правопорядка.
Раздел II Инструкции содержит список требований к составлению протокола. Форма самого протокола приведена в приложении указанной Инструкции.
Согласно положениям п. 2 разд. III Инструкции № 329, составленный протокол и материалы о военном административном правонарушении не позднее следующего дня после составления протокола регистрируются в Журнале учета протоколов о военных административных правонарушениях. В дальнейшем составленный протокол и материалы о военном административном правонарушении формируются в дело о военном административном правонарушении.
Также, согласно п. 8 разд. ІІ Инструкции № 329, п. 2 разд. ІІІ Порядка содержания осужденных, взятых под стражу, арестованных и задержанных военнослужащих, утвержденного Приказом Министерства обороны Украины от 03.11.2020 № 394 с целью прекращения военного административного правонарушения, предусмотренного ст. 172-20 КУоАП, военнослужащий может быть доставлен представителем воинской части (органа военного управления, органа управления ДССТ) в соответствующий орган управления Службы правопорядка (подразделения Службы правопорядка в гарнизоне), то есть арестован с содержанием на гауптвахте.
В таком случае, оперативный дежурный органа управления Службы правопорядка (должностное лицо подразделения Службы правопорядка в гарнизоне) после доставки военнослужащего (военнообязанного) составляет протокол об административном задержании и осуществляет запись в книгу учета задержанных (доставленных) лиц.
В случае когда представителем воинской части (органа военного управления, органа управления ГССТ) во время передачи военнослужащего (военнообязанного) оперативному дежурному органу управления Службы правопорядка (должностному лицу подразделения Службы правопорядка в гарнизоне) копия протокола передана не была, заверенная копия протокола в течение 24 часов после его составления предоставляется воинской частью (органом военного управления, органом управления ГОСТ) в орган управления Службы правопорядка (подразделения Службы правопорядка в гарнизоне).
О составленном в органе управления Службы правопорядка протоколе начальника органа управления Службы правопорядка в течение 3 суток сообщает командир (начальник) воинской части (начальник органа военного управления, орган управления ДССТ), подчиненный военнослужащий (военнообязанный) которого совершил военное административное правонарушение и присылает ему заверенную копию протокола.
Командир (начальник) воинской части (начальник органа военного управления, органа управления ГОСТ) в течение 5 суток направляет в орган управления Службы правопорядка и соответствующей прокуратуры, в зоне деятельности которых воинская часть выполняет задачи по назначению (дислоцируется орган военного управления, орган управления ГОСТ), заверенную копию протокола, составленного уполномоченными должностными лицами воинской части.
В соответствии с п. 4 разд. ІІІ Инструкции, дело представляется уполномоченным должностным лицом, составившей протокол, своему командиру (начальнику) воинской части (начальнику органа военного управления, органу управления Службы правопорядка, органу управления ДССТ), для рассмотрения и дальнейшего его направления в районное, районное в месте (городского) , горрайонного) суда по месту совершения административного правонарушения (ст. 221 КУоАП).
При рассмотрении представленных материалов командиром (начальником) воинской части (начальником органа военного управления, органа управления Службы правопорядка, органа управления ГОСТ) выясняется обоснованность, правильность, полнота составления протокола и наличие других материалов, необходимых для рассмотрения дела о военном административном правонарушении.
В соответствии с п. 5 разд. ІІІ Инструкции № 329, сформированное дело позже чем в 3-дневный срок со дать составления протокола, с сопроводительным письмом, подписанным командиром (начальником) воинской части (начальником органа военного управления, органа управления Службы правопорядка, органа управления ГССТ), направляется в суд и соответственно решение о привлечении к административной ответственности принимается судом.
Юридическая помощь во время войны необходима в таких ситуациях, поскольку юрист в условиях войны или юрист во время военных действий, при осуществлении правового анализа документов, которые стали основанием для привлечения военнослужащего к административной ответственности, определит основания для обжалования таких протоколов и постановлений судов.
Юридический сервис «Консультант» подберет профессионального специалиста, который предоставит соответствующую юридическая консультация во время войны, в судебном порядке смогут отстоять права военнослужащего.