Подробнее
юрист, 23-летний опыт работы в сфере принудительного исполнения.
Процедура оформления права собственности владельцем сертификата на земельную долю (пай)
Организационные и правовые основы выделения владельцам земельных долей (паев) земельных участков в натуре (на местности) определены Законом Украины "О порядке выделения в натуре (на местности) земельных участков владельцам земельных долей (паев)" от 05.06.2003 № 899-IV.
Перечень лиц, имеющих право на земельную долю (пай) содержится в ст. 1 Закона №899-IV. Основным документом, удостоверяющим право на земельную долю (пай) является сертификат на право на земельную долю (пай), выданный районной (городской) государственной администрацией.
Согласно ст. 2 Закона № 899-IV другими документами, удостоверяющими право на земельную долю (пай) являются также:
- свидетельство о праве на наследство;
- удостоверенные в установленном законом порядке договоры купли-продажи, дарения, мены, к которым прилагается сертификат на право на земельную долю (пай);
– решение суда о признании права на земельную долю (пай).
Для граждан Украины, эвакуированных из зоны отчуждения, отселенных из зоны безусловного (обязательного) или зоны гарантированного добровольного отселения, а также граждан Украины, самостоятельно переселившихся с территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и которые на момент эвакуации, отселения или самостоятельного переселения были членами коллективных или других сельскохозяйственных предприятий, а также пенсионеры из их числа, проживающие в сельской местности удостоверяющим документом, могут служить трудовая книжка члена коллективного или другого сельскохозяйственного предприятия (при наличии) или нотариально заверенная выписка из нее (при наличии) или сведения о трудовой деятельность из реестра застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного страхования.
Основанием для выделения земельных участков в натуре владельцам земельных паев есть решение соответствующего сельского, поселкового, городского совета.
Владельцы сертификатов на право на земельный пай, для получения земельного пая в натуре, подают в соответствующий сельский, поселковый, городской совет соответствующее заявление о пае. К заявлению следует добавить копию сертификата на долю (пай).
Непринятие сельским, поселковым, городским советом решение о выделении земельных участков в натуре владельцам земельных долей (паев) обжалуется по правилам гражданского судопроизводства. Такая правовая позиция высказана ОП ВС в постановлении от 09.11.2021 по делу № 542/1403/17, которым отступлена от правовой позиции ОП ВС, высказанной в постановлении от 30.09.2020 по делу № 807/2306/16).
В соответствии с положениями ст. 3 Закона № 899-IV земельный пай выделяется ее владельцу в натуре, как правило, одним земельным участком. По желанию владельца земельного пая ему могут быть выделены в натуре два земельных участка с разным составом сельскохозяйственных угодий (пашня, многолетние насаждения, сенокосы или пастбища).
При подаче заявлений о выделении земельных паев в натуре большинством владельцев в пределах одного сельскохозяйственного предприятия соответствующий сельский, поселковый, городской совет принимает решение о разработке проекта землеустройства по организации территории земельных долей (паев). Особенности выделения в натуре земельных участков единственным массивом в общую собственность владельцам земельных паев определены ст. 4 указанного Закона.
Следовательно, следующим действует обращение к землеустроительной организации для разработки проектной документации по землеустройству и установлению границ земельного участка.
Согласно ст. 7 Закона № 899-IV в проекте землеустройства по организации территории земельных долей (паев) определяются месторасположение земельных участков, их границы и площади сельскохозяйственных угодий, подлежащих распределению между владельцами земельных долей (паев), а также земельных участков, передаваемых в коммунальную собственность, их целевое предназначение, ограничения в их использовании.
В соответствии с положениями ст. 6 указанного Закона, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, государственные и другие землеустроительные организации обязаны безвозмездно предоставлять в установленном законодательством порядке землеустроительным организациям, имеющиеся у них геодезические и картографические материалы и документы, необходимые для выполнения этих работ.
Согласно ст. 7 Закона № 899-IV проект землеустройства по организации территории земельных долей (паев) соглашается соответствующим сельским, поселковым, городским советом и утверждается на собрании большинством владельцев земельных долей (паев) в пределах земель, находящихся в пользовании одного сельскохозяйственного предприятия, и оформляется соответствующим протоколом.
Распределение земельных участков в пределах одного сельскохозяйственного предприятия между владельцами земельных паев, подавших заявления о выделении принадлежащих им земельных паев, производится соответствующим сельским, поселковым, городским советом по месту расположения земельных участков на соответствующем собрании владельцев земельных паев. Распределение земельных участков между собственниками оформляется соответствующим протоколом.
Статьей 10 Закона № 899-IV определено, что для обеспечения гласности о выделении владельцам земельных паев сельский, поселковый, городской совет в пределах своих полномочий обязаны:
- обеспечить размещение в общедоступных местах населенных пунктов, в которых проживают собственники земельных долей (паев), объявления о проведении собрания собственников земельных долей (паев) по вопросу распределения земельных участков за две недели до их проведения;
- обнародовать список лиц, имеющих право на получение земельной доли (пая) в натуре (на местности) путем размещения его в общедоступных местах за 10 дней до начала проведения распределения земельных участков.
Протокол о распределении земельных участков между владельцами земельных долей (паев) утверждается соответствующим сельским, поселковым, городским советом и является основанием для принятия решения о выделении земельных долей (паев) в натуре (на местности) и государственной регистрации права собственности на земельный участок владельцам земельных долей (паев).
После проведения всех вышеуказанных действий и получения соответствующих документов необходимо обратиться к государственному регистратору для регистрации права собственности на земельный участок (регистрация пая) на основании полученного решения местного совета, так как земельный участок есть недвижимость .
Следует обратить внимание на сроки совершения всех необходимых действий для оформления права собственности владельцами сертификатов на земельные доли (паи), чтобы они не перешли в категорию неистребованных.
Неистребованна земельная доля (пай), на которую не получен документ, удостоверяющий право на нее, или земельная доля (пай), право на которую удостоверено в соответствии с законодательством, но которая не была выделена в натуре (на местности).
В случае если до 1 января 2025 года собственник неистребованной земельной доли (пая) или его наследник не оформил право собственности на земельный участок, он считается отказавшимся от получения земельного участка (ст. 13 Закона № 899-IV).
Такая неистребованная земельная доля (пай) после формирования ее в земельный участок по решению соответствующего сельского, поселкового, городского совета (в случае необходимости формирования) по заявлению соответствующего совета на основании решения суда передается в коммунальную собственность территориальной общины, на территории которой она расположена, порядка признания имущества бесхозным.
Специалисты Юридического сервиса «Консультант» помогут провести регистрация или проверка необходимых документов для регистрация пая, а также получение в собственность по приобретательной давности, легализация здания и другое.